Таким, наиболее универсальным методом для детского возраста является сказкотерапия. Она занимает особое место в богатом арсенале психокоррекционных методов и рассматривается учеными-психологами как способ передачи знаний о жизни. Сказка, одно из чудес, сотворенных человеком, заключающая в себе и знания, и мудрость, и надежду, и мечту, прочно вошла в психотерапевтическую практику современных психологов.
Сказкотерапия с детьми и взрослыми сегодня особо актуальна, хотя бы потому, как отмечает А.В. Гнездилов, «…что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно только когда человек возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира. Это восприятие свободно от страха перед силами природы и гневом божеств. Оно характеризуется ощущением гармонии и радости, которое вспоминает человек, когда ему удается «вырваться на природу» [16; 5]. И только неся в себе энергию этого ощущения, человек может проявить себя как созидатель и творец.
Ученые Д.М. Арановская-Дубовис [2, 3], Т.В. Дорожевец [18], Е.М. Алешина [26], Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [23, 24, 25, 42] убедительно показали - сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, психотерапии и философии разных культур – все это облачено в сказочную форму, в форму метафоры. Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем будут просто Сашей, Олей, Настей или Ваней.
Проблемой психотерапевтического влияния сказки на состояние психики ребенка занимались такие ученые как А.В. Запорожец [21], М.И. Чистякова [46], Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [23, 24, 25], Е.В.Заика [20], И. Вачков [11], И.Ю. Черепанова [45], Д.Н. Соколов [39] и другие ученые. Теория и практика психолого-педагогической коррекционной работы с детьми «группы риска» освещена в трудах М.И. Буянова [9], Н.А. Бастун, Т.В. Сак, Т.Д. Ильяшенко [4], Э.Ш. Натанзона [33] , Ю.П. Щекочихина [49].
Вместе с тем, проведенный нами анализ научной литературы показал, что прикладных разработок, посвященных психокоррекции детей «группы риска» методом сказкотерапии недостаточно, чтобы представить целостную картину оперативных действий практический психологов по профилактике и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного и школьного возраста.
Таким образом, актуальность рассматриваемой нами темы вытекает из противоречия между растущим числом детей «группы риска» и невысокой эффективностью психологической помощи, оказываемой им психологами и психотерапевтами в связи c недостаточным уровнем владения ими прикладными коррекционными методиками (сказкотерапии, арт-терапии, десенсибилизации и др.) адекватными возрастным особенностям дошкольников, младших школьников и подростков.
Объектом нашего исследования являются: психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, входящие в «группу риска».
Предмет исследования: нарушения в поведении детей «группы риска».
Цель исследования: разработать методику психологической коррекции поведенческих нарушений у детей «группы риска» старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.
Гипотеза исследования: коррекция поведения детей «группы риска» будет успешной, если психокоррекционную работу с ними осуществлять на основе сказкотерапии.
Задачи исследования:
1. Установить психологические особенности детей «группы риска» старшего дошкольного возраста.
2. Определить содержание и методы психологического сопровождения детей «группы риска»;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.