Сопоставив полученные данные с результатами констатирующего эксперимента мы обнаружили существенную позитивную динамику. У всех детей c высокой и средней тревожностью, ее уровень снизился. На этапе констатирующего эксперимента высокий уровень тревожности был выявлен у 16 детей, а на контрольном – только у двух; показатели среднего и низкого уровней возросли, соответственно с одного до четырех и с 7 до 11 детей, за счет снижения высокого уровня тревожности. Позитивная динамика изменения тревожных состояний детей, участвующих в эксперименте представлена нами в гистограммах на рисунках №№ 1,2. Отметим, что позитивная динамика была установлена как при непосредственном обследовании детей по методике Р. Теммл, И. Дорка, В. Амен, так и по тесту А.И. Захарова, отражающего результаты наблюдений родителей за поведением своих детей.
На рисунке № 1 стопчатой гистограммой представлены позитивные изменения состояний тревожности каждого испытуемого в отдельности. На рисунке № 2 мы иллюстрируем уровневую динамику снижения тревожности участников эксперимента на контрольном этапе по сравнению с констатирующим.
Следует отметить, что у детей, не участвовавших в формирующем эксперименте, изменений по шкале тревожностей не произошло. Это свидетельствует о том, что позитивная динамика в эмоциональной сфере детей «группы риска» является результатом реализации нашей коррекционной программы, а не случайным фактором. Высокий уровень тревожности остался у двух испытуемых Андрея И. (№3) и Саши Д. (№ 11). Но, вместе с тем, у каждого из них этот показатель снизился на 5 единиц (сырых баллов). Причем у Андрея он максимально приблизился к среднему (недостает одного балла), у Саши он по-прежнему остается высоким.
На гистограммах буквенные обозначения уровней ( Ву – высокий уровень, Су – средний, Ну – низкий) даются по результатам теста Р. Теммл, И. Дорка, В. Амен, а числовой показатель ( в баллах) по тесту А.И. Захарова. Мы сочли возможным их отразить на одной гистограмме, так как числовые показатели в баллах, в ответах родителей полностью совпадают указанным уровням тревожности, выявленным при тестировании детей. Таким образом, при исследовании тревожности детей, как на этапе констатирующего эксперимента, так и при контрольном срезе результаты по обоим тестам имеют высокую степень корреляции, т.е. подтверждают друг друга. Нижний горизонтальный ряд чисел на рисунке №1 отражает порядковые номера испытуемых, соответственно их именам в таблице № 8.
Рис. 1. Индивидуальная динамика уровней тревожности у испытуемых детей
Рис. 2. Динамика уровней тревожности у детей «группы риска» в сравнении результатов контрольного и констатирующего эксперимента
- констатирующий эксперимент; - контрольный эксперимент
В связи с тем, что комплекс занятий по сказкотерапии был направлен на коррекцию гиперактивности, нами на этапе контрольного эксперимента была повторно проведена методика П. Бейкера – М. Алворда. В таблице № 10 мы представили сравнительные данные констатирующего и контрольного эксперимента. Они свидетельствуют об определенной позитивной динамике показателей по шкале пассивность-активность.
Таблица № 10
Сравнительные результаты исследования гиперактивности детей «группы риска»
(по методике П. Бейкера – М. Алворда )
№ |
ФИО |
Родители (Баллы) ------------Кс Кн |
Воспитатель (Баллы) -------------Кс Кн |
Средний балл -------------------Кс Кн |
Уровень Импульсивности -------------------------Кс Кн |
1 |
Оля В. |
8 5 |
8 5 |
8 5 |
ВС С |
2 |
Иван Ч. |
8 4 |
8 5 |
8 4.5 |
ВС С |
3 |
Андрей И. |
8 5 |
7 6 |
7,5 5,5 |
ВС С |
4 |
Саша Д. |
8 7 |
6 7 |
7 7 |
ВС ВС |
5 |
Дима Ю. |
5 5 |
3 4 |
4 4,5 |
С С |
6 |
Аня Н. |
3 4 |
2 5 |
2 4.5 |
Н С |
7 |
Лена Г. |
3 4 |
1 4 |
2 4 |
Н С |
8 |
Олег Р. |
10 8 |
10 6 |
10 7 |
ГА ВС |
9 |
Виктор Б. |
10 8 |
10 6 |
10 7 |
ГА ВС |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.