Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 37

Сопоставив полученные данные с результатами констатирующего эксперимента мы обнаружили существенную позитивную динамику. У всех детей c высокой и средней тревожностью, ее уровень снизился. На этапе констатирующего эксперимента высокий уровень тревожности был выявлен у 16 детей, а на контрольном – только у двух; показатели среднего и низкого уровней возросли, соответственно с одного до четырех и с 7 до 11 детей, за счет снижения высокого уровня тревожности. Позитивная динамика изменения тревожных состояний детей, участвующих в эксперименте представлена нами в гистограммах на рисунках №№ 1,2. Отметим, что позитивная динамика была установлена как  при непосредственном обследовании детей по методике Р. Теммл, И. Дорка, В. Амен, так и по тесту А.И. Захарова, отражающего результаты наблюдений родителей за поведением своих детей.

На рисунке № 1 стопчатой  гистограммой представлены  позитивные изменения состояний тревожности каждого испытуемого в отдельности.  На рисунке № 2 мы иллюстрируем уровневую динамику снижения тревожности участников эксперимента на контрольном этапе по сравнению с констатирующим.

Следует отметить, что у детей, не участвовавших в формирующем эксперименте, изменений по шкале тревожностей не произошло. Это свидетельствует о том, что позитивная динамика в эмоциональной сфере детей «группы риска» является результатом реализации нашей коррекционной программы, а не случайным фактором. Высокий уровень тревожности остался у двух испытуемых Андрея И. (№3) и Саши Д. (№ 11). Но, вместе с тем, у каждого из них этот показатель снизился на 5 единиц (сырых баллов). Причем у Андрея он максимально приблизился к среднему (недостает одного балла), у Саши он по-прежнему остается высоким.  

На гистограммах буквенные обозначения уровней ( Ву – высокий уровень, Су – средний, Ну – низкий) даются по результатам теста Р. Теммл, И. Дорка, В. Амен, а числовой показатель ( в баллах) по тесту А.И. Захарова. Мы сочли возможным их отразить на одной гистограмме, так как числовые показатели в баллах, в ответах родителей полностью совпадают указанным уровням тревожности, выявленным при тестировании детей. Таким образом, при исследовании тревожности детей, как на этапе констатирующего эксперимента, так и при контрольном срезе результаты по обоим тестам имеют высокую степень корреляции, т.е. подтверждают друг друга. Нижний горизонтальный ряд чисел на рисунке №1 отражает порядковые номера испытуемых, соответственно их именам в таблице № 8.

Рис. 1. Индивидуальная динамика уровней тревожности у испытуемых детей

Рис. 2. Динамика уровней тревожности у  детей «группы риска» в сравнении результатов контрольного и констатирующего эксперимента

- констатирующий эксперимент;                    - контрольный эксперимент

В связи с тем, что комплекс занятий по сказкотерапии был направлен на коррекцию гиперактивности, нами на этапе контрольного эксперимента была повторно проведена методика П. Бейкера – М. Алворда. В таблице № 10 мы представили сравнительные данные констатирующего и контрольного эксперимента. Они свидетельствуют об определенной позитивной динамике показателей по шкале пассивность-активность.

Таблица № 10

Сравнительные результаты исследования гиперактивности детей «группы риска»

 (по методике  П. Бейкера – М. Алворда  )

ФИО

Родители

(Баллы)

------------Кс        Кн 

Воспитатель

(Баллы)

-------------Кс         Кн

Средний  балл

-------------------Кс              Кн 

Уровень

Импульсивности

-------------------------Кс                        Кн 

1

Оля В.

8              5

8             5

8                   5

ВС                         С

2

Иван Ч.

8              4

8              5

8                  4.5

ВС                        С

3

Андрей И.

8              5

7              6

7,5               5,5

ВС                        С

4

Саша Д.

8              7

6              7

7                   7

ВС                       ВС

5

Дима Ю.

5             5

3              4

4                  4,5

С                         С

6

Аня Н.

3             4

2              5

2                  4.5          

Н                        С

7

Лена Г.

3             4

1              4

2                   4

Н                        С

8

Олег Р.

10            8

10            6

10                 7

  ГА                     ВС

9

Виктор Б.

10            8

10            6

10                 7

  ГА                     ВС