Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 12

Испокон веку знания о мире передавались из уст в уста, постепенно приобретая форму мифов, легенд и сказок. Поэтому сказка является самым древним психологическим и педагогическим методом передачи знаний о духовном  пути и социальной реализации человека. Она рассматривается учеными - психологами  Е.В.Заикой [20], И. Вачковым [11], Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [23]  как воспитательная система, которая сообразна духовной природе человека и как  метод психокоррекции. Благодаря процессу образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переноса сказочных смыслов в реальность происходит обогащение эмоциональной сферы человека, развитие его души. Поэтому сказка как коррекционное, так и терапевтическое средство эффективна  в работе с детьми.

Сказочные истории, по мнению академика В.Я. Проппа,  содержат информацию о динамике жизненных процессов. В них можно найти полный перечень жизненных проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций», который может быть активизирован в случае необходимости [36].

Рассуждая о механизмах действия психотерапевтической сказки на личность ребенка, А.В. Гнездилов пишет о том, что обсуждение с ребенком сказочных историй, осмысление жизненных уроков, поиск параллелей в сказочных  и реальных явлениях – позволяют ему перевести знания о мире в активное состояние. Ученый в своих исследованиях показывает на то, что ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями; размышляет о своем предназначении, исследуя собственные способности и возможности; осознанно или неосознанно проявляет созидательные ипостаси души  [16; 5].

Благодаря  своему эффективному влиянию на психику человека сказка вошла в арсенал психотерапевтических методов.

Чтобы понять  сущность сказкотерапии, обратимся к определениям, которые дают рассматриваемому феномену ученые.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет понятие «сказкотерапия» как процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. По ее мнению сказкотерапия – это лечение сказками, т.е. совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерпевтическими [24; 8]. Она же отмечает, что сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность  [24; 9].  Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут появиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное, в ней появляется чувство защищенности [24; 14].  

Н.  А. Янков  рассматривает сказкотерапию как способ передачи знаний о жизни  и как «процесс активизации ресурсов, потенциала личности, выражающийся мнением  –  я могу…» [52;  33].

М.В. Ермолаева считает, что сказкотерапия – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому клиенту своей особенной сказки. Это познание в наиболее созвучной нашей душе образной форме [19; 55-56].

Ведущими идеями сказкотерапии  по А.В. Гнездилову  [16; 6]  являются:

- осознание своих  возможностей и ценности собственной жизни;

- понимание причинно-следственных связей событий и поступков;

- познание разных стилей мироощущения;

- осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;

- внутреннее ощущение силы и гармонии.

Анализ сказок позволит изменить или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации, соприкоснуться с духовными ценностями. Сочинение, рисование, изготовление кукол, драматизации сказок позволяет высвободить творческую энергию воображения [16; 6 -7].