Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 13

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки. Разнообразные сказки «подаются» ребенку в различных видах и формах : анализ сказки, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, драматизация, рисование, игра.

Сущность любого психологического феномена наиболее хорошо проявляется в его функциях. В этой связи рассмотрим функции психологической сказки в области психотерапии.

Функции психотерапевтических сказок (по А.В.Гнездилову):

·  Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.

·  Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.

·  Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.

·  Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает  возможность размышлять над ним.

·  Сказка является символическим «буфером» между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается, и энергия направляется на размышление.

·  Сказка  служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных, жизненных ситуаций.

·  Сказка  формирует веру в позитивное разрешение проблемы (для этого надо отойти от стереотипов обыденного сознания) [16; 8-9].

В структуру сказкотерапии, в технологической последовательности, входят:

1. Блок психодиагностики. Реализует функцию сбора материала о затруднениях или потребностях  индивидуального развития и самовыражения. Он включает выполнение проективных тестов в виде сказок, актуальных ситуаций и др.

2. Блок психолого-педагогической коррекции. Он направлен на обогащение спектра позитивных приемов взаимодействия, представленных в сказочной форме психодинамической и статической  медитации, создание сказочного контекста и решение сказочных задач.

3. Блок социально-психологической адаптации. Служит для закрепления новых форм позитивного поведения и жизни к условиям социума. В состав блока входят следующие приемы: встречи со сказочными существами, сочинение сказок, различные формы рассказывания сказок.

4. Блок творческого самовыражения. Реализует задачу развития творческих проявлений в повседневной жизни, усиление спонтанности  и сепараций от условий тренингового процесса. В состав блока входят приемы: самостоятельное сочинение сказок и постановка спектаклей, рисование сказок.

5. Блок работы с родителями, членами семьи и социальным окружением. Выполняет задачу позитивной ассимиляции ребенка в привычную социальную среду (обучение родителей доступным формам работы со сказкой, использование сказок как корректного способа  разрешения  внутрисемейных проблем).

Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношениям к потерям и приобретениям, любви и жизненного пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. В целом, психокоррекционный феномен сказки, по словам А. Менегетти,   заключается в том, что  «... в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни…» [30; 70]. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Главной особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие с клиентом на ценностном уровне. Психологические, культуральные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.