Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки. Разнообразные сказки «подаются» ребенку в различных видах и формах : анализ сказки, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, драматизация, рисование, игра.
Сущность любого психологического феномена наиболее хорошо проявляется в его функциях. В этой связи рассмотрим функции психологической сказки в области психотерапии.
Функции психотерапевтических сказок (по А.В.Гнездилову):
· Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.
· Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.
· Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.
· Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.
· Сказка является символическим «буфером» между клиентом и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление клиента сглаживается, и энергия направляется на размышление.
· Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных, жизненных ситуаций.
· Сказка формирует веру в позитивное разрешение проблемы (для этого надо отойти от стереотипов обыденного сознания) [16; 8-9].
В структуру сказкотерапии, в технологической последовательности, входят:
1. Блок психодиагностики. Реализует функцию сбора материала о затруднениях или потребностях индивидуального развития и самовыражения. Он включает выполнение проективных тестов в виде сказок, актуальных ситуаций и др.
2. Блок психолого-педагогической коррекции. Он направлен на обогащение спектра позитивных приемов взаимодействия, представленных в сказочной форме психодинамической и статической медитации, создание сказочного контекста и решение сказочных задач.
3. Блок социально-психологической адаптации. Служит для закрепления новых форм позитивного поведения и жизни к условиям социума. В состав блока входят следующие приемы: встречи со сказочными существами, сочинение сказок, различные формы рассказывания сказок.
4. Блок творческого самовыражения. Реализует задачу развития творческих проявлений в повседневной жизни, усиление спонтанности и сепараций от условий тренингового процесса. В состав блока входят приемы: самостоятельное сочинение сказок и постановка спектаклей, рисование сказок.
5. Блок работы с родителями, членами семьи и социальным окружением. Выполняет задачу позитивной ассимиляции ребенка в привычную социальную среду (обучение родителей доступным формам работы со сказкой, использование сказок как корректного способа разрешения внутрисемейных проблем).
Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношениям к потерям и приобретениям, любви и жизненного пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. В целом, психокоррекционный феномен сказки, по словам А. Менегетти, заключается в том, что «... в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни…» [30; 70]. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Главной особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие с клиентом на ценностном уровне. Психологические, культуральные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.