3. Агрессивный дошкольник хочет за что-то отомстить взрослому, например, отцу, за то, что тот оставил семью или мать, за то, что она не сумела удержать отца в семье, родителям, за то, что они не купили, ему желаемую игрушку или не отпустили гулять за плохое поведение [47; 78].
При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
4. Ему страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи.
Такое бывает, когда в семье между родителями частые ссоры или родители ведут асоциальный образ жизни или при грубом отношении к нему родителей, сверстников или педагогов, а также, когда родители предъявляют к ребенку завышенные требования или унижают его человеческое достоинство [47; 80].
В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
5. У него не сформировано чувство меры (гиперактивный ребенок).
Такое бывает, когда в семье царит атмосфера вседозволенности для ребенка или у него не сформировано чувство ответственности, долженствования.
В рассматриваемом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.
Знание взрослыми внешних, поведенческих проявлений нарушения развития ребенка позволит своевременно выявить их и разработать комплекс мер по коррекции и стабилизации психических состояний. Поэтому в разработке коррекционных программ (в нашем случае сказкотерапии) очень важно исходить из тех тревожащих симптомов, которые проявляются у ребенка и направлять свою деятельность на отреагирование травмирующего опыта, на развитие у ребенка рефлексии, способностей к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, на выражение им своих мыслей и др.
1.2. Психологическое сопровождение детей группы риска
Основная задача практического психолога дошкольного учреждения, по мнению Л.С. Выготского [13; 67 - 68], состоит в осуществлении систематического контроля за ходом психического развития детей с целью возможно более ранней диагностики и выявления нарушений и отклонений в развитии, их предупреждению и коррекции. В психологическом сопровождении детей «группы риска» немаловажная роль отводится психокоррекционной работе.
Под психологической коррекцией в данном случае нами понимается совокупность психологических воздействий, направленных на исправление недостатков (отклонений) в развитии ребенка. За основу мы брали точку зрения О.А. Карабановой [27;12].
В определении путей и инструментария коррекционной работы с детьми «группы риска», мы исходили из понимания психологического содержания коррекционной работы как обеспечения условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических функций – по Л.С. Выготскому [13]). Л.С. Выготский, определяя цели коррекционной работы, подчеркивал первоочередное значение профилактических задач, как задач предупреждения развития вторичных дефектов [13]. Если иметь ввиду то обстоятельство, что под «вторичными дефектами» Л.С. Выготский понимал нарушение развития социокультурных высших психических функций, то становится понятным, что акцент в коррекционной работе с детьми «группы риска», должен быть перенесен с тренировки и упражнения натуральной дефицитарной функции на создание оптимальных условий развития высших психических функций [13]. Арттерапия, анималотерапия, сказкотерапия, игротерапия – это как раз те методы, которые, по мнению ученых Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, С.К Нартовой–Бочевер, Д. Бретт, [24, 25, 32 ] , обеспечивают решение поставленных задач.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.