Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 6

3.  Агрессивный дошкольник хочет за что-то отомстить взрослому, например, отцу, за то, что тот оставил семью или мать, за то, что она не сумела удержать отца в семье, родителям, за то, что они не купили, ему желаемую игрушку или не отпустили гулять за плохое поведение [47; 78].

При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.

4.  Ему страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи.

Такое бывает, когда в семье между родителями частые ссоры или родители ведут асоциальный образ жизни или при грубом отношении к нему родителей, сверстников или педагогов, а также, когда родители предъявляют к ребенку завышенные требования или унижают его человеческое достоинство [47; 80].

В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.

5.  У него не сформировано чувство меры (гиперактивный ребенок).

Такое бывает, когда в семье царит атмосфера вседозволенности для ребенка или у него не сформировано чувство ответственности, долженствования. 

В рассматриваемом случае психокоррекционная сказка  может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.

Знание взрослыми  внешних, поведенческих  проявлений нарушения развития ребенка позволит своевременно выявить их и разработать комплекс мер по  коррекции и стабилизации психических состояний. Поэтому в разработке коррекционных программ (в нашем случае сказкотерапии) очень важно исходить из тех тревожащих симптомов, которые проявляются у ребенка и направлять свою деятельность на отреагирование травмирующего опыта,  на развитие у ребенка рефлексии, способностей к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, на выражение им своих мыслей и др. 

                    1.2. Психологическое сопровождение детей группы риска

Основная задача практического психолога дошкольного учреждения, по мнению Л.С. Выготского [13; 67 - 68], состоит в осуществлении систематического  контроля за ходом психического развития детей с целью возможно более ранней диагностики и выявления нарушений и отклонений в развитии, их предупреждению и коррекции. В психологическом сопровождении детей «группы риска» немаловажная роль отводится психокоррекционной работе.

Под психологической коррекцией в данном случае нами понимается совокупность психологических воздействий, направленных на исправление недостатков (отклонений) в развитии ребенка.  За основу мы брали точку зрения О.А. Карабановой [27;12].

В определении путей и инструментария коррекционной работы с детьми «группы риска», мы  исходили из понимания психологического содержания коррекционной работы как обеспечения условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических функций – по Л.С. Выготскому [13]). Л.С. Выготский, определяя цели коррекционной работы, подчеркивал первоочередное значение профилактических задач, как задач предупреждения развития вторичных дефектов [13]. Если иметь ввиду то обстоятельство, что под «вторичными дефектами» Л.С. Выготский понимал нарушение развития социокультурных высших психических функций, то становится понятным, что акцент в коррекционной работе с детьми «группы риска», должен быть перенесен с тренировки и упражнения натуральной дефицитарной функции на создание оптимальных условий развития  высших психических функций [13]. Арттерапия, анималотерапия, сказкотерапия, игротерапия – это как раз те методы, которые, по мнению ученых Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, С.К Нартовой–Бочевер,     Д. Бретт, [24, 25, 32 ] , обеспечивают  решение поставленных задач.