Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии ребенка, как особого вида деятельности психолога. Этот принцип реализуется в двух аспектах. Во – первых, в том, что началу осуществления коррекционной работы обязательно предшествует этап прицельного комплексного диагностического обследования, позволяющего выявить характер и интенсивность трудностей развития, переживаемых ребенком, сделать заключение об их возможных причинах и на основании заключения сформулировать цели и задачи коррекционно-развивающей программы. Во-вторых, осуществление постоянного контроля динамики изменения личности, поведения и деятельности ребенка, динамики его эмоциональных состояний, чувств и переживаний.
Принцип приоритетности коррекции каузального типа предполагает устранение или нивелирование причин, порождающих отклонение в развитии ребенка. Однако он не означает игнорирование коррекционных мероприятий, направленных на преодоление внешних трудностей развития ребенка. Более того, когда внешние проявления трудностей развития приводят к блокированию общения с ребенком и невозможности установления адекватных межличностных отношений с ним, психолог должен проводить сначала симптоматическую коррекцию.
Деятельностный принцип коррекции означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в «трудных» конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Базовыми «модельными» видами деятельности для коррекционной работы в детском возрасте выступает игровая деятельность и, в первую очередь, сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста, изобразительная деятельность, личностно-ориентированные формы общения со взрослыми и сверстниками.
Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической детской психологии. Комплекс методов, используемых в практике работы с детьми включает: метод игровой коррекции (игротерапию); методы основанные на использовании креативных творческих процессов – сказкотерапию, арттерапию в различных ее видах (рисуночную, музыкальную, библиотерапию с последующей драматизацией сказок и историй и др.), методы модификации поведения. Центральное место в этом списке принадлежит игре.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком определяется той ролью, которую играет семья, дошкольное учреждение, ближайший круг общения в психическом развитии ребенка. Система отношений ребенка с близкими взрослыми, т.е. особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности и способы ее осуществления составляет важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяет зону его ближайшего развития.
Общая структура коррекционно-развивающей программы для детей «группы риска», как правило, состоит из четырех этапов [25; 134 - 137]. Рассмотрим их.
I –й этап – ориентировочный. На данном этапе решаются следующие задачи:
* установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком;
* ориентировка ребенка в обстановке, правилах и нормах;
* установление первых взаимоотношений в коррекционной группе.
Тактика поведения психолога недирективная, направлена на предоставление ребенку инициативы и самостоятельности. Методический инструментарий включает в себя авторские сказки, спонтанные импровизационные сюжетно-ролевые игры, психогимнастика. Игровые и неигровые приемы, обеспечивающие выполнение правил поведения в играх.
II –й этап – этап актуализации и объективирования типичных трудностей развития детей и переживаемых ими конфликтных ситуаций. На данном этапе решаются следующие задачи:
· актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.