Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 11

·  объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре, коммуникации со взрослыми, рисовании;

·  диагностика особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях и трудностей личностного развития;

·  эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия.

В тактике работы психолога сочетание директивности в направлении на актуализацию трудностей развития и недирективности в предоставлении ребенку свободы в выборе формы реагирования и поведения. Методический инструментарий включает в себя направленные ролевые игры по сюжетам авторских сказок, подвижные игры с правилами, психогимнастика, арттерапия (проективный рисунок, сочинение сказок, историй), игровые и неигровые приемы, обеспечивающие выполнение правил поведения.

III –й этап – конструктивно – формирующий. На данном этапе решаются следующие задачи:

·  формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях с родителями  и сверстниками;

·  развитие коммуникативной компетентности;

·  развитие способности к осознанию себя и своих возможностей;

·  позитивизация образа «Я»;

·  расширение сферы осознания чувств и переживаний;

·  формирование способности к произвольной регуляции деятельности;

·  преодоление эмоционально-личностного эгоцентризма.

Тактика поведения психолога директивная, выражающаяся в подборе игр, игровых упражнений, видов арттерапевтического воздействия. Предоставление детям обратной связи об эффективности разрешения ими трудных конфликтных ситуаций. Методический инструментарий включает в себя: направленные сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, подвижные игры с правилами, игровые упражнения на развитие эмпатии, лучшее осознание себя, на формирование способов релаксации, проигрывание реальных условных ситуаций, метод систематической десенсибилизации, арттерапевтические методы, приемы, обеспечивающие выполнению норм и правил поведения.

IY –й – обобщающее-закрепляющий этап. На данном этапе решаются следующие задачи:

* обобщение сформированных ранее адекватных способов коммуникации;

* перенос нового позитивного опыта в реальную жизнедеятельность.

В тактике работы психолога сочетание недирективности, выражающейся в предоставлении детям инициативы и самостоятельности на игровых занятиях и директивности, как организации и обеспечения условий для переноса нового опыта в реальной жизнедеятельности. Методический инструментарий включает в себя: игровые упражнения на развитие эмпатии, лучшее осознание себя, проигрывание реальных условных ситуаций, арттерапию, приемы, обеспечивающие выполнение норм, правил поведения в группе, совместная игровая деятельность с родителями.

Таким образом, психологическое сопровождение детей «группы риска» предусматривает двуединое направление работы психолога: непосредственно с детьми  и с их родителями. Центральным звеном этой деятельности является психокоррекционная работа, которую необходимо рассматривать не только в дихотомической системе взаимодействия «психолог- ребенок», но в едином комплексе психолого-педагогических мер воспитателей, методиста, деффектолога и других специалистов дошкольного учреждения, а также родителей.

Психокоррекционная работа с детьми должна строиться в соответствии с определенными (обозначенными выше) принципами, поэтапно в едином русле  коррекционной программы, включающей в себя широкий спектр коррекционных, профилактических и развивающих методов и методик, базирующихся на ведущем виде деятельности дошкольников – игре.

1.3. Сказкотерапия как метод психологической коррекции