Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 15

Слово, не являясь делом, тем не менее, оказывается мощным средством в том смысле, что им можно спасать, лечить, ранить, уничтожить, то есть оказывать воздействие, не уступающее по силе делу. Такую роль играют в сказках волшебные слова, заклинания, клятвы.

Поступки слова, по М.М. Бахтину [5], показывают элементарные эстетические отношения. Больше всего их содержится в так называемых волшебных словах. Специальное акцентирование психологом для ребенка поступков слова, с точки зрения теории содействия, является ключевым моментом, специальной активностью ребенка, направленной на прогнозирование, декламирование, напевание этих фраз, благодаря чему ребенок максимально точно осмысливает как их содержание, так и их функции. Эти моменты особо важно учитывать, когда целью сказкотерапии является коррекция коммуникативной сферы ребенка.

Поступки мысли и поступки чувства в отличие от поступков дела и слова, совершаются исключительно во внутреннем мире персонажа. Ребенку как бы показывается: существует особый мир – мир мыслей и чувств, и то, что в нем совершается, характеризуется не меньшей сложностью и ответственностью по сравнению с физическими действиями и словами.

Поступки мысли имеют место тогда, когда сказочный герой принимает важное решение, рассматривая и взвешивая несколько альтернатив, додумывается, как найти выход из трудной ситуации, находит нестандартное решение.  Формирование определенной направленности  поступков мыслей клиента используется при коррекции когнитивной сферы.

Поступки чувства имеют место тогда, когда до этого безучастный герой вдруг проникается сочувствием к обездоленному, наполняется чувством солидарности с борцом за правое дело, начинает испытывать чувство любви или ненависти, а также, когда воздерживается от этих чувств, если они неуместны.

Таким образом, специально организованное чтение, обсуждение и обыгрывание сказки для ребенка в игре-драматизации, обеспечивает мощный психокоррекционный эффект за счет влияния на его когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы.

Самое важное для психолога в сказкотерапии с детьми, по мнению Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой, создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом [25; 10].

Она пишет, что психотерапевтические сказки полезны всегда, если есть необходимость:

·  передать ребенку важные знания о порядке вещей и законах окружающего мира в ненавязчивой форме;

·  посмотреть на сложную ситуацию «со стороны» - в этом случае психолог пересказывает историю клиента (ребенку), зашифровывая ее в сказку;

·  поговорить о созидательных потенциалах ребенка;

·  поддержать ребенка в период переоценки ценностей и переосмысления жизненного опыта [25; 8].

В психологической литературе обозначены следующие условия эффективного  использования сказкотерапии:

1) уместность (психотерапевтическую сказку уместно использовать тогда, когда она наиболее ярко и образно иллюстрирует основную мысль психолога при формировании «обратной связи» клиенту);

2) искренность (рассказывание психотерапевтической сказки – это всегда сокращение «дистанции» с клиентом. Следовательно, от психолога требуется проявление открытости и искренности);

3) дозированность (психотерапевтической сказки побуждают к размышлению. Часто это процесс длительный. Поэтому нельзя «перегружать» ребенка сказками, чтобы он не утратил к ним чувствительность) [25; 9 - 10].

Создавая психокоррекционные  сказки, психологу важно знать скрытую причину проблемного поведения ребенка. В противном случае сюжет сказки не будет соответствовать его психологической проблеме и реальной   ситуации, в которой он находится. В зависимости от  ситуации, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, условий психокоррекции может быть использована та или иная техника сказкотерапии: сочинение сказок; обсуждение уже имеющихся историй с проецированием на их сюжетов, позиций, ролей, отношений ребенка; ролевое моделирование с замещением отдельных сказочных действий на реальные.