Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 33

Дети рисовали сказочных персонажей, а потом была проведена кукольная театрализация сказки.

Сказка «Колючий человек» была  использована нами как модификация сказки С. Козлова «Ежик и море» взятой из психотерапевтического арсенала Т.Д. Зинкевич- Евстигнеевой.   

Однажды один человек позавидовал колючей шубке  ежика, подумав, что  если  иметь такую шубу, то он будет защищен от всего мира. Его услышал волшебник и сделал человека колючим. Он был колючим снаружи и внутри, в помыслах и поступках. Все кололись об него и постепенно от него ушли друзья, знакомые, а потом вообще колючему человеку не с кем стало даже говорить, так как все от него держались на большом расстоянии. Сел он и задумался. Подошел к нему волшебник и спросил почему он кручиниться, ведь он получил, что хотел. Колючесть не лучшее средство для защиты об обидчиков. Другие не желают быть уколотыми или обиженными, вот и держатся от меня подальше, а одному очень тяжело и скучно в этом мире. Пожалел волшебник человека, но расколдовать не сумел. Уж очень сильно приросла к нему колючая шубка. Только она сделалась невидимой. Только ты сам сможешь  расколдовать себя, сказал волшебник, шубка испариться сама по себе, если ты будешь внимателен к людям.

После прослушивания сказки, мы с детьми проводили обсуждение вопросов, чувствовали ли они когда-нибудь «колючую шубку» на других детях ? Приходилось ли вам самим одевать такую шубку?

Мы просили детей назвать все колючее, что они знают. А бывает ли колючий человек? В чем его колючесть? Приятно ли общаться с такими людьми ? Хотели ли вы быть колючим? Изобразите колючего человека (пантомимические этюды).

Взяв за основу подход к сказкотерапии Е.М. Ермолаевой [19] и Д..Н. Соколова [39], включавших  в сказкотерапевтические комплексы для детей народные сказки,  мы  также включили в свою психокоррекционную программу и такие известные народные сказки, как  «Котигорошек», «Волк и семеро козлят», «Коза-дереза», «Три поросенка», «Заяц, петух и лиса», «Коза-дереза». По  этим сказкам  игр-драматизаций мы не проводили, но они были основой для обсуждения с детьми проблемы добра и зла, дружбы, искреннего и подлого отношения одних персонажей к другим, героического и низменного; рассмотреть такие категории, как злость, агрессивность, посягательство на жизненное пространство других. По отдельным сюжетам из них мы проводили психонимнастические этюды для сопровождающей «живой» иллюстрации сказок. Особенно это касалось тех сказочных сюжетов, которые можно было сравнить с агрессивным поведением детей. Например, сюжет, когда лисичка занимает избушку зайца, пустившего ее на ночлег, мы сопоставляли со случаями, когда один ребенок давал свои игрушки другому, а тот не хотел их возвращать. Когда члены группы помогали одному ребенку, а он потом вел себя как коза-дереза и др. При таких сравнениях мы не приводили примеры на конкретных детях, чтобы не обидеть их и не настроить против них других детей.

Третий блок занятий в нашей коррекционной программе составляли  психорелаксационные и медитативные сказки. Они нужны были и агрессивным и гиперактивным детям. Эти сказки призваны были решать следующие задачи: 1) снятия психического напряжения; 2) формирования навыков саморегуляции; 3) раскрытие личностного потенциала.  К таким сказкам относились «Королева» и «Сказка о волшебнике» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, «Народец Ктось» С. Павлова, «Ромашковое поле».

Для того, чтобы изложить сущность этих сказок и форму их построения, охарактеризуем сказку «Королева».

Быть может это вам покажется странным, но в центре шумного города жила сказка. Правда, жила она высоко, стремясь мыслями в небо. мимо пролходили люди, но стоило им задержаться и поднять глаза, они оказывались в необычном месте, и преображались сами. Надо сказать, что в сказке собирались самые разнообразные герои и случались самые невероятные истории. Вот одна из них.