Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 31

Далее, мы просили их показать, какие благородные и смелые лица были у наших стражников и как быстро неслись гиперактивные вестники весны. В последнем случае, чтобы они показали это, стоя на месте, мимикой и пантомимикой.

Дети, по нашему заданию, показывали, как дрожали от страха деревья и животные, когда пролетала над страной  колдунья. Они учились приветливо улыбаться друг другу, чтобы растворить пылинки зла и страха.

Мимические и пантомимические этюды на выражение эмоций, органично вписываемые в сюжет сказки, способствовали снятию эмоционального напряжения у детей, способствовали повышению контроля  поведенческих реакций.

В игре-драматизации по сюжету сказки «Страшилказия» нами были использованы упражнение для расслабления. Они вводились с целью снятия напряжения, снижения гиперактивности и агрессивных состояний.  С этой целью из коррекционной программы по сказкотерапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой мы заимствовали танец эльфов. Дети под музыку изображали, как беззаботно танцевали эльфы до прихода Страшиллы-Тармашиллы. С целью снижения гиперактивности и агрессивности детей мы использовали релаксационные упражнения, основанные на визуализации образов. Я предлагала детям представить страну эльфов с закрытыми глазами. 

Они должны были представить цветы, голубое небо, порхающих бабочек и стрекоз. Дети осуществляли визуализацию под тихую музыку в течение 3-х минут, а потом делились впечатлениями.

С целью коррекции страхов нами были использованы четыре сказки: «Волшебный сундучок» по А.И. Захарову, «Расставание», А. Смирновой «Про Чебурашку», Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, «Про девочку Настю» Ю. Кулешовой [24]. Тексты указанных сказок описаны в обозначенном  выше источнике, поэтому мы ограничимся лишь кратким их описанием.

Сказка «Про Чебурашку» была направлена на преодоление страха темноты.

Сюжет ее заключался в том, что Чебурашка остался один дома в ночное время. Когда он собирался ложиться спать, ему показалось, что в его темной спальне кто-то есть. Он прислушивался, присматривался, и в его воображении возникали пугающие образы, один страшнее другого. Он боялся войти в комнату и позвонил другу Крокодилу Гене. Друг Гена приехал, включил в спальне свет, показал Чебурашке. что там ничего страшного нет и рассказал ему о том, что он в детстве тоже боялся и о том, почему у детей возникают страхи. Он посоветовал Чебурашке слушать сказки своего дома. Чебурашка послушался и страх прошел.

Прослушав эту сказку, мы обсуждали с детьми, кто и чего боится, анализировали страхи и старались их устранить методом рационализации, на котором была построена целиком вся сказка.

Третьей по счету в нашей коррекционной программе была сказка  «Про девочку Настю, которая боялась темных кладовок». Мы ее немного модифицировали под реальную проблему Саши Д., добавив, что Настя также боялась лифтов и других тесных замкнутых помещений.

В сюжете сказки описывается, что у девочки Насти, которая жила с родителями, была своя уютная и светлая комната, в которой с ней жили ее игрушки. Все было замечательно, вот только боялась Настя проходить мимо темной кладовки, в которой хранились старые вещи, варенье и всякая утварь. Однажды мама попросила дочь принести из кладовки баночку варенья, а она побоялась и не выполнила мамину просьбу. А ночью ей приснилось, как будто про нее говорили  комнаты дома, рассказывали какая она веселая, хорошая и смешная. А кладовка грустила и плакала, что в нее девочка не заглядывает. Проснулась девочка, стыдно ей стало своего страха и переборов его она стала сама носить маме из кладовки все, о чем ее только мама попросит. Так она и переборола свой страх.

Сказка «Расставание» была предназначена для детей, чьи родители расстались (находятся в разводе), а также для  Оли В. у которой мама умерла.

Содержание сказки повествует о том, что в семействе медведей случилась беда. Неожиданно для маленького мишутки пап ушел жить в другую берлогу. На прощание папа сказал ему только: «Не переживай, сынок, мы с тобой будем видеться, только реже». Мишутку эти слова огорчили. Он долго мучался и не мог понять, почему так случилось, что он не сможет играть с отцом каждый день в мяч или купаться в пруду.