К важнейшим факторам эффективности психологического сопровождения ребенка следует также отнести особенности родительской позиции и меру их участия в коррекционном процессе. Так, если родители по сути уклоняются от воспитания ребенка, реализуя гиппоопеку и безнадзорность по отношению к ребенку, если именно контекст семейного воспитания предопределил необходимость осуществления психологической помощи ребенку, трудно было бы ожидать значительного успеха коррекции в том случае, если ребенок останется в прежнем контексте. Поэтому актуальной задачей психологического сопровождения является задача организации работы с родителями, как важной формы опосредованного воздействия психолога на ребенка и как условие достижения конечного успеха.
В рамках психологического сопровождения детей «группы риска» ученые О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, Г.М. Бреслав [6], О.А. Карабанова [27], выделяют следующие основные этапы психокоррекции:
1. Планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной работы на основании прицельного психологического обследования ребенка и психологического заключения об особенностях его развития.
2. Разработка программы и содержания коррекционных занятий, выбор форм коррекционной работы, Отбор методик и техник психологической коррекции, планирование форм участия родителей в коррекционной программе.
3. Организация условий осуществления коррекционной программы. Консультирование родителей Подбор детей в коррекционные группы. Информирование воспитателей и администрации дошкольного учреждения о плане проведения коррекционных мероприятий. Обсуждение коррекционной программы с педагогами, администрацией.
4. Реализация коррекционной программы. Проведение коррекционных занятий с детьми в соответствии с коррекционной программой. Контроль динамики хода коррекционной работы. Предоставление родителям обратной связи о ходе коррекционной работы, Проведение родительских групп (в соответствие с планом коррекции). Информирование по запросу педагогов и администрации детского учреждения о промежуточных результатах коррекции. Внесение необходимых корректив в программу работ.
5. Оценка эффективности коррекции. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения планируемых целей. Составление психолого-педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению детей, направленных на закрепление и упрочение положительных результатов коррекционной работы. Разработка, в случае необходимости программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итогов коррекционной работы. Разработка в случае необходимости программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями, педагогами, администрацией.
Ведущие принципы построения коррекционных программ в рамках психологического сопровождения детей «группы риска» разработаны Г.В. Бурменской, А.Г. Лидерс [8], О.А. Карабановой [27]. Авторы выделяют следующие принципы:
1) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
2) принцип единства диагностики и коррекции;
3) принцип приоритетности коррекции каузального ( причинного) типа;
4) деятельностный принцип коррекции;
5) принцип учета возростно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
6) принцип комплексности методов психологического воздействия;
7) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе.
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач задает необходимость определения в любой коррекционной программе задач указанных трех видов: исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития; предупреждение отклонений и трудностей в развитии; оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.