Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 9

К важнейшим факторам эффективности психологического сопровождения ребенка следует также отнести особенности родительской позиции и меру их участия в коррекционном процессе. Так, если родители по сути уклоняются от воспитания ребенка, реализуя гиппоопеку и безнадзорность по отношению к ребенку, если именно контекст семейного воспитания предопределил необходимость осуществления психологической помощи ребенку, трудно было бы ожидать значительного успеха коррекции в том случае, если ребенок останется в прежнем контексте. Поэтому актуальной задачей психологического сопровождения является задача организации работы с родителями, как важной формы опосредованного воздействия психолога на ребенка и как условие достижения конечного успеха.

В рамках психологического сопровождения детей «группы риска» ученые  О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, Г.М. Бреслав  [6],  О.А. Карабанова [27], выделяют следующие основные этапы психокоррекции:

1. Планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной работы на основании прицельного психологического обследования ребенка и психологического заключения об особенностях его развития.

2. Разработка программы и содержания коррекционных занятий, выбор форм коррекционной работы, Отбор методик и техник психологической коррекции, планирование форм участия родителей в коррекционной программе.

3. Организация условий осуществления коррекционной программы. Консультирование родителей Подбор детей в коррекционные группы. Информирование воспитателей и администрации дошкольного учреждения о плане проведения коррекционных мероприятий. Обсуждение коррекционной программы с педагогами, администрацией.

4. Реализация коррекционной программы. Проведение коррекционных занятий с детьми в соответствии с коррекционной программой. Контроль динамики хода коррекционной работы. Предоставление родителям обратной связи о ходе коррекционной работы, Проведение родительских групп (в соответствие с планом коррекции). Информирование по запросу педагогов и администрации  детского учреждения о промежуточных результатах коррекции. Внесение необходимых корректив в программу работ.

5. Оценка эффективности коррекции. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения планируемых целей. Составление психолого-педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению детей, направленных на закрепление и упрочение положительных результатов коррекционной работы. Разработка, в случае необходимости программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итогов коррекционной работы. Разработка в случае необходимости программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями, педагогами, администрацией.

Ведущие принципы построения коррекционных программ в рамках психологического сопровождения детей «группы риска» разработаны Г.В. Бурменской, А.Г. Лидерс [8], О.А. Карабановой [27]. Авторы выделяют следующие принципы:

1)  принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

2)  принцип единства диагностики и коррекции;

3)  принцип приоритетности коррекции каузального ( причинного) типа;

4)  деятельностный принцип коррекции;

5)  принцип учета возростно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

6)  принцип комплексности методов психологического воздействия;

7)  принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе.

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач задает необходимость определения в любой коррекционной программе задач указанных трех видов: исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития; предупреждение отклонений и трудностей в развитии; оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития.