Третья задача связана с коррекцией позиции ребенка по отношению к школе и роли ученика. Здесь речь идет об изменении негативного отвергающего отношения к своей межличностной и социальной роли (что характерно для детей «группы риска») на «принимающее» отношение за счет переосмысления сложившейся ситуации и создания у ребенка нового, более продуктивного с точки зрения задач развития, образа «Я в мире». Важно отметить, что переосмысление ситуации и собственного образа «Я в мире» очень эффективно осуществляется в рамках сказкотерапии, где создаются необходимые условия для моделирования различных социальных ситуаций в сказочных сюжетах, проекции отношений, поведения, норм, ценностей, взглядов ребенка на сказочные персонажи, с которыми он себя идентифицирует.
Решение всех указанных задач, и особенно последней, как указывает О.А. Карабанова, приобретает особую значимость в ситуациях, когда причиной психических нарушений ребенка являются развод родителей, скандалы в семье, грубое, оскорбительное отношение родителей к ребенку и др., а также продолжительная болезнь самого ребенка, вызвавшая необходимость перестройки сложившегося образа жизни [27; 23].
Развитие видов деятельности ребенка предполагает внесение соответствующих корректив как в мотивационный компонент деятельности, обеспечивая формирование значимых для ребенка и адекватных содержанию выполняемой деятельности мотивов, так и в операционно-технический компонент деятельности. Последнее основывается на формировании у ребенка обобщенных способов действий в определенной предметной деятельности. П.Я. Гальперин [14] и О.А. Карабанова [27] указывают на то, что организация обобщенных способов ориентировки ребенка в предметной области и обеспечение условий интериоризации и внешних форм ориентировочной деятельности составляют решающее условие реализации задач формирования основных психологических новообразований возраста.
Особую роль в психологическом сопровождении детей «группы риска» играет позитивная форма представления коррекционных целей. Коррекционные мероприятия, по мнению А. В. Запорожца [21], Г.М. Бреслава [6], О.А. Карабановой [27], не должны носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы ребенка. Позитивная форма определения целей коррекции содержательно задает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития.
Анализ в научных источниках фактов и условий, влияющих на эффективность психологического сопровождения детей «группы риска» и коррекционной работы, осуществляемой в ее рамках, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта «выравнивания» имеет интенсивность коррекционных мероприятий. Так, например, по мнению О.А. Карабановой [27], коррекционные занятия должны проводиться не менее одного раза в неделю, продолжительностью один – полтора часа. Они должны осуществляться в рамках ведущего вида деятельности дошкольников – игры. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, методов и техник, а также мерой активного участия в занятиях самого ребенка.
Вторым условием, определяющим успешность коррекционной работы, является пролонгированность коррекционного воздействия, которое не заканчивается на последнем занятии. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с родителями и педагогами с целью выяснения особенностей поведения ребенка, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении. Крайне желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение одного – двух месяцев после завершения коррекционных мероприятий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.