Пассивные дети также относятся к «группе риска», так как у них не формируется активная жизненная позиция, слабо выражено чувство «Я», низок жизненный тонус. Они замыкаются в собственном мире. Такие дети часто ощущают себя несчастными, подавленными. У них проявляется гиперзастенчивость. Нередко тихое поведение ребенка – реакция на невнимание или неурядицы дома. Проявлением этого являются посасывание пальца, царапание кожи, выдергивание у себя ресниц или волос, раскачивание и пр. Другой причиной пассивного поведения ребенка могут быть страх перед незнакомыми новыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумение обратиться к взрослому. Такой ребенок может не переносить физические контакты.
Для таких детей в коррекционном плане хороши все методы на выражение эмоций и чувств. Это методы психогимнастики, игротерапии, сказкотерапии, арттерапии. Но предварительно важно выяснить, какие события или обстоятельства вызвали у него такое состояние, что поможет определить пути установления контакта с ребенком.
Значительное беспокойство окружающим доставляют гиперактивные дети. В.И. Гарбузов указывал на то, что никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей в детских садов, как эта, весьма распространенная в дошкольном возрасте [15; 95-96]. Автор отмечает, что в основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста, физические и психические травмы.
Основные признаки гипердинамического синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Гиперактивные дети импульсивны. Действуют они непредсказуемо, не задумываясь о последствиях. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.
Ученые В.И. Гарбузов [15; 98], А.Д. Андреева [34; 158 - 159] рекомендуют не ограничивать, а направлять и организовывать активность гиперактивных детей, вовлекать их в подвижные игры с правилами, рекомендовать занятия в спортивных секциях. Важно постепенно приучать их к усидчивости. После активных физических занятий заниматься с ним лепкой, рисованием, конструированием.
Если рассматривать поведенческий аспект проявления психического своеобразия детей «группы риска», то ученые выделяют пять, внутренне мотивированных основных причин «плохого» поведения детей «группы риска». Охарактеризуем поведение такого ребенка в рамках причинной обусловленности, опираясь на работы Л.Я. Штымко [47].
1. Ребенок желает привлечь к себе внимание.
Это бывает в результате его социальной изоляции в значимом для него социуме, то есть в семье, в кругу друзей, в группе сверстников в дошкольном учреждении. Такое еще может быть, когда он хочет выразить свой протест, сложившейся ситуации, несогласие или возмущение по поводу определенного отношения к нему со стороны родителей [47; 61-62].
В рассматриваемом случае в коррекционную работу (игры, сказки, рисование) целесообразно включать модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
2. Ребенок желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками.
Такое бывает, когда в ребенке пробуждается срытый лидер. Он желает руководить окружающими, но не имеет тех качеств, способностей, знаний и умений, которые были бы значимыми для других и по проявлению которых они бы признали за ним первенство. Не редко это проявляется как компенсаторная реакция в ситуации хронической небезопасности (реальной или субъективно ощущаемой). Иногда это проявляется в случае, когда ребенок был избалован, и ему позволялось все, выполнялась любая его прихоть [47; 77].
При этом в психокоррекционной сказке, в сочинение и драматизацию которой включается ребенок и группа, может быть предложена позитивная модель появления лидерских качеств: хороший предводитель, прежде всего, должен заботиться о своих друзьях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.