Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 14

В сказке, как и в игре, ребенок, входя в ролевой сказочный образ, чувствует себя защищенным. Он раскрепощается, так как обретает максимум степеней свобод в выборе действий. Это происходит потому, что ему легко принимать на себя ответственность. Ведь он становится обладателем неисчерпаемых ресурсов (здоровья, силы, времени, любви, уважения, способностей, волшебства, поддержки со стороны других персонажей и др.), в которых мы так все ограничены в реальной жизни.

По мнению Е.В. Заика [20]., Е.А. Цопа, Д.М. Арановской-Дубовис [3] своеобразие сказкотерапии как метода психологической коррекции заключается в самом механизме действия сказки на субъекта. Этот механизм А.В. Запорожец называл содействием. Содействие – это процесс, с помощью которого ребенок осуществляет вхождение в состояние героя посредством подражания его действиям [22]. Текст сказки при этом – не столько объект простого восприятия, сколько сценарий, который ребенку надлежит с помощью взрослого разыграть. Однако по мере формирования у ребенка внутреннего плана действий внешние его действия постепенно сокращаются, содействие интегрируется и превращается во внутреннее сопереживание. Таким образом, содействие сказочному герою и возникающее на его основе сопереживание и есть тот канал, через который сказка оказывает влияние на развитие личности ребенка. Значение имеет содержание тех действий, которым ребенок сопереживает (что именно, какое содержание проникает в ребенка по этому каналу).

Анализируя литературные произведения, М.М. Бахтин показал, что основные элементы содержания – поступки персонажей. «Живущий человек изнутри себя устанавливается в мире активно, его осознаваемая жизнь в каждый ее момент есть поступление: я поступаю делом, словом, мыслью, чувством» [5; 121- 122].

Д.М. Арановская-Дубовис отмечает, что поступок – это не просто действие, а особый акт в жизни персонажа, когда он, оказавшись в трудной ситуации, совершает выбор одной из возможных альтернатив поведения [2; 10]. Важно подчеркнуть, что этот выбор совершается с обязательным учетом интересов других людей и ориентаций на общественные нормы. И этот поступок вместе со сказочным героем осуществляет ребенок. В авторской сказке, зачастую, это его собственный выбор в его собственной ситуации, внесенной психологом или самим ребенком в сказочный сюжет.

Такие поступки (М.М. Бахтин [5]) могут   быть как нравственными, так и безнравственными, смелыми и трусливыми, уверенными и не очень, и протекать как в форме действия, так и в виде воздержания от действия. Как правило, они герою сказки даются трудно, в результате сложного выбора из нескольких альтернатив и являются результатом соотношения общественного смысла его действия с его собственными сиюминутными импульсами, например, слушаться или не слушаться указания взрослого [5; 123].

М.М. Бахтин писал, что поступки дела имеют жизненно-житейские цели. Так, сказочный герой совершает поступок дела, когда начинает оказывать помощь другому, следует данным ему указаниям, нарушает запрет и т.д. [5; 124].

Поступок дела обычно включает в себя также слова, мысли, чувства, но при этом именно физическое действие является его психическим и смысловым содержанием. Поступки дела в самом тексте сказки выделяются для ребенка, во –первых, многократным (чаще троекратным) повторением одного и того же действия в разных ситуациях и, во-вторых, противопоставлением разных персонажей, которые ведут себя по-разному в аналогичных ситуациях ( если родная дочка поступила так, то падчерица – иначе; если старший брат сделал так, то младший – совершенно по-другому).

Именно поступки дела сказочного героя и есть тем содержанием, которому ребенок содействует и на котором впоследствии это содействие интериоризируется.

Учет этого фактора является важнейшим условием, которое необходимо учитывать психологу при поведенческой коррекции трудных детей.

Поступки слова, в отличие от поступков дела, сказочный персонаж совершает воздействие на внешний мир других героев собственными высказываниями.