Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 30

Разъяренная   Страшилла-Тармашилла ночью, когда все спали, пронеслась над страной и рассыпала порошки, которые назывались «страх» и «злость», и сама лопнула от этой злости, а пыль от нее унесло во вселенную. Но когда люди проснулись, они увидели, что на воротах страны написано не «Азия», а «Страшилказия». Дети заметили, что на кого попал этот порошок, стали обижать близких им людей, ругаться друг с другом или ругать своих детей. От некоторых даже ушли родители.

Порошок, в первую очередь, попал в глаза смелым охранникам страны. И они перестали видеть, кто перед ними враги или друзья. Они иногда стали обижать своих близких, без причины злиться. Тогда жители страны стали сторониться своих отважных странников, не захотели с ними играть, что еще сильнее огорчило стражников и они стали сердитыми, раздражительными.

Порошок попал в самое сердце нашим самым быстрым гонцам, похожим на Витю и Олега и с тех пор они не знают покоя. Иногда мчатся неизвестно куда, круша  все  на своем пути, сбивая себе колени и оставляя ссадины на лбах у себя и прохожих.

Порошок злой колдуньи не попал на наших героев, похожих на Диму, Аню и Лену. Но, сгорая в утреннем солнце, яркий свет он него сильно ослепил им глаза. И с тех пор,  они стали опускать глаза даже тогда, когда на них смотрят, потому что лучики света от взглядов других людей колют им зрачки. Они стали прятаться за взрослых, играть в сторонке от всех.

Но самое главное, жители Страшилказии перестали доверять друг другу. Уже давно нет злой колдуньи, но они стали бояться, что кто-то заберет их игрушки, что кто-то поселится в их комнате.  Они забыли, что когда другие дети трогают их игрушки, то в этот момент игрушкам передается тепло и добро этих людей, что возвращается к ним  доверие, уходит злость и страх. Что, когда в твоей комнате или, совсем рядом, другие дети и другие люди, то от этого остатки злого порошка теряют силу и мир становится добрей, веселей, задорнее.

Однажды в Страшилказию случайно залетела добрая фея Галлия с другой планеты. Это было лунной ночью. Все спали. Фея  сменила название страны то ли на Севастию, то ли на Тополию, то ли на Херсонесию. Давно это было, никто этого не помнит. Может и название нашего города имеет отношение к этому названию. Но все забыли сразу про Страшилказию, а вот страх остался.

Фея написала жителям страны маленький рецепт от зла, страха и бед. В рецепте написано: «Будьте добрее друг к другу, улыбайтесь друг другу, даже когда пылинка зла попадет на ваши носики. Сдуйте ее и улыбнитесь друг другу – злость сразу исчезнет. А когда вам становится страшно, дуньте сильнее и улыбнитесь. Пылинка страха слетит с ваших носиков и навсегда исчезнет».

Если вам, дети, вдруг станет страшно, или вы рассердитесь на кого-то, что надо сделать?   Правильно, сдуть пылинку со своего носа и улыбнуться друг другу!  А если кто-то не видит этой пылинки, скажите ему весело «У тебя былинка сердитости  (или пылинка страха) на носу. Сдуй ее!»     

На последующих занятиях мы с детьми выполняли рисунки по изложенной выше сказке, обсуждали их. Пять занятий посвятили играм-драматизациям по сюжету авторской сказки. Мы старались, чтобы агрессивные и гиперактивные дети менялись ролями. То агрессивные играли роль застенчивых и робких, а гипеактивные спокойных и тихих, то гиперзастенчивые должны были выступать в роли импульсивных, смелых, решительных  охранников страны эльфов.

В играх драматизациях по сюжетам сказок мы использовали приемы психогимнастики М.И. Чистяковой, чтобы на эмоциональном, когнитивном, конативном (поведенческом) и  телесном уровнях отреагировать, вытеснить, устранить негативные переживания и поведенческие реакции.

Так, например, мы обращались к агрессивным детям, чтобы они помогли показать, какое злое выражение лица было у колдуньи, как при этом скрючивались ее пальцы, какой была ее походка. Дети демонстрировали по очереди эмоцию злости.

Потом мы задавали вопрос, красиво ли это. Дети кричали хором «нет!».