Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 38

    Примечание: Кс – констатирующий эксперимент; Кн – контрольный эксперимент.

В - высокий уровень активности; С – средний уровень; Н – низкий уровень; ГА - гиперактивность.

Из таблицы видно, что после проведения формирующего эксперимента значительно снизилось число испытуемых с высоким и гипервысоким уровнем активности  с шести до трех, т.е.  вдвое; количество детей со средним (нормальным) уровнем возросло от одного до шести (в шесть раз). Главным достижением является повышение уровня  активности с низкого до оптимального (среднего) у гиперзастенчивых дошкольников Ани Н., Лены Г. и Димы Ю. У Димы этот прирост незначительный, но его отметила воспитатель детского сада. Это значит, что речь идет о повышении активности во взаимодействии с детьми группы, что для гиперзастенчивых детей важно. У Ани и Лены показатель активности возрос вдвое.

Гиперзастенчивость Олега Р. и Виктора Б. снизилась с критического (гиперактивность) до высокого уровня. Достичь оптимального уровня за короткий  период формирующего эксперимента  нам  не удалось. Но позитивно то, что снижение среднего показателя импульсивности этих испытуемых произошло за счет снижения их активности в группе детского сада. Графическая интерпретация позитивных изменений в поведении детей «группы риска» представлена нами на рисунке №3.

6                    6

3

2                                                                     2

1

______________ 0___________________________________0_________________

ГА                   ВС                  С                      Н

Рис. З. Результаты коррекции поведения детей «группы риска» по показателям      гиперактивности и гиперзастенчивости.

- констатирующий эксперимент;           - контрольный эксперимент.

Более смелое и активное поведение застенчивых детей показали и наблюдения за ними в ходе занятий и игровой деятельности. Дима перестал прятаться за воспитателя. Аня и Лена перестали избегать групповых игр. Эти дети стали достаточно часто обращаться с вопросами к воспитателю, просить игрушки у других, отстаивать свою позицию, что ранее за ними не наблюдалось.

О снижении агрессивности детей мы судили по результатам наблюдений родителей и воспитателей за детьми  и  рисуночному проективному тесту «несуществующее животное», а также по отношению детей к пунктам №№3, 10 в методике   Р. Теммл, И. Дорка, В. Амен, означающих «объект агрессии», «агрессивное нападение».  Никто из агрессивных детей (Андрей. Саша, Оля, Олег) не дали позитивного комментария на демонстрируемые им соответствующие картинки Теста тревожности.

Количественные изменения по критерию агрессивности  мы решили провести на основе сопоставления агрессивных факторов, выявленных в сравнении выполненных детьми рисунков «Несуществующее животное» на этапах констатирующего эксперимента и контрольного среза. Мы сочли целесообразным представить результаты исследования рисунков детей, отнесенных к категории агрессивных. Результаты факторного анализа приведены нами в таблице №11.

Таблица 11.

Результаты сравнительного факторного анализа рисунков «Несуществующее животное», выполненных агрессивными детьми из «группы риска»  на этапах констатирующего и контрольного экспериментов

ФИО

Признаки, свидетельствующие об агрессии (зафиксированные в первом рисунке)

Количество

( Кс.)

Количество

( Кн.)

1

Андрей И.

Зубы, когти, рога, клюв, панцирь, агрессивное название, штриховка, сильный нажим, готовность к агрессивному действию, наличие других агрессивных животных

10

2

2

Саша Д.

Когти, агрессивное название, зубы,

Угрожающая фигура, штриховка, сильный нажим, панцирь с копьями.

7

1

3

Иван Ч.

Оружие (ножи, пистолеты), кровь, агрессивное название,  угрожающая фигура, сильный нажим, штриховка, угрожающий комментарий

7

2

4

Ольга В.

Огонь из ноздрей, панцирь с острыми лезвиями, когти, зубы, клыки, агрессивный настрой животного, агрессивное название

7

0