Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 19

4. Наблюдение за детьми в игровой деятельности, в том числе включенное наблюдение за детьми в играх с правилами. Цель: получить фактический материал о типичных эмоциональных реакциях ребенка на те или иные ситуации; осуществить качественный анализ эмоциональных нарушений и неадекватных поведенческих реакций. Для выявления нарушений в поведенческой сфере ребенка нами использовалась карта наблюдений за поведением ребенка для родителей и воспитателей (Т. Хельбрюгге и   Г. Деринга). Карта содержит в себе девять блоков признаков: 1) инфантильная агрессивность; 2) сверхактивность; 3) обособленность; 4) страх; 5) нарушение сна; 6) трудности в обучении; 7) агрессивное поведение; 8) скованное поведение; 9) пассивно-агрессивное поведение (См. Приложение № 3). Карта, в авторском варианте, не содержит уровневой интерпретации в баллах. Поэтому мы определяли степень выраженности по числу отмеченных родителями факторов.

5. Тесты для родителей и воспитателей дошкольного учреждения. Так как одним из важных симптомов, свидетельствующих о вероятности эмоционального, или иного неблагополучия в развитии ребенка принято считать тревожность, нами на этапе констатирующего эксперимента  (наряду с детским тестом тревожности  Р. Теммл, И. Дорки, В. Амена) был использован родительский тест  А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка (См. Приложение №4). Тест выполняли родители. Он содержит 15 утверждений, характеризующих  доминирующие эмоциональные состояния ребенка. В зависимости от выбора  «+», «-» , «0», ответу присваивается соответственно 2; 0 или  1 балл. По суммарному результату баллов  определяется уровень тревожности от несущественных отклонений до невроза.  Его результаты нами сопоставлялись с тестом А.И. Захарова. Вопросник содержит 38 утверждений, характеризующих интенсивность эмоциональных, поведенческих и физиологических реакций ребенка.

Определив комплекс диагностических методик для исследования эмоциональной сферы детей «группы риска», мы получили возможность выявить их основные  психологические проблемы, что позволило в дальнейшем разработать для них психокоррекционную программу. Диагностические методики подбирались нами с учетом  их взаимодополнения  и ретестовой надежности, а также с учетом возможности получать как количественные, так и качественные результаты исследования. Приведем результаты изучения медицинской документации и беседы с медицинским работником дошкольного учреждения  в сопоставлении с данными беседы с воспитателями изучаемых нами двух старших групп.  Они сведены нами в таблицу № 4. Отметим, что медицинская и другая информация о детях строго конфиденциальны, в этой связи имена и инициалы детей изменены.

На основе медицинских сведений и беседы с воспитателями групп дошкольников старшего возраста, мы для более тщательного исследования отобрали 16 детей, которые имели «тревожную симптоматику» и могли быть отнесены к «группе риска».

Таблица № 4

Результаты беседы с медицинским работником дошкольного учреждения

 и воспитателями групп старшего дошкольного возраста с целью выявления

 детей «группы риска»