Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 3

3. Выявить психокоррекционные возможности  психологической сказки в работе с детьми «группы риска»  дошкольного  возраста

4. Разработать программу психологической коррекции поведения  детей «группы риска» старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.

Методологическую основу нашего исследования составляет  социокультурный  подход А.В. Запорожца [21]  в рассмотрении психологических механизмов  психотерапевтического  влияния  сказки  на  ребенка, деятельностный подход в развитии личности Л.А. Венгер [12]   и А.Н. Леонтьева [29],  теория  содействия   Д. М. Арановской – Дубовис [1, 2, 3] в психокоррекционной  работе с детьми «группы риска».

В настоящей работе нами были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы; включенное наблюдение; анализ детских сказок; беседы с родителями, детьми, воспитателями, эксперимент.

Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного учреждения  

№ 107.  В  эксперименте  принимали  участие  16  детей двух групп  старшего  дошкольного  возраста.

Глава – I.   Теоретические основы психокоррекционной работы с детьми «группы риска» в дошкольном учреждении

1.1.  Психологические особенности развития детей «группы риска»

Изучение любого психологического феномена предполагает рассмотрение его методологических основ, наиболее существенных признаков, характерных проявлений, причинно-следственных связей с другими психологическими феноменами и явлениями, а также нахождение наиболее рациональных путей и средств его позитивного использования в организации жизнедеятельности социальных субъектов.

Прежде всего, необходимо разобраться в сущности употребляемых психолого-педагогических категорий: «дети риска», «трудновоспитуемость», «педагогическая запущенность», «трудный ребенок». Эти широко употребляются  в научной литературе, периодической печати и в педагогической практике, причем зачастую как идентичные.

А.Д. Андреева к детям группы риска относит тех дошкольников, психическое развитие которых имеет определенное отклонение от нормы [34; 150 - 163].  При этом автор основывается на критериях оценки  возможного отклонения в поведении дошкольников, данных М. Раттером [37] и примерными ориентирами нормального развития ребенка, изложенными в работе В.И. Гарбузова [15]. Отметим, что А.Д. Андреева  избегает  трактовки заявленного понятия, поэтому выводы о  терминологическом определении автора мы излагаем на основе тщательного анализа содержания ее публикации.       Вместе с тем, Д.М. Лубовский дает смысловое разграничение понятий «трудные» дети и дети «группы риска». Он указывает на то, что первое понятие  шире второго. В обыденном сознании, по мнению автора, к «трудным» относят «… и тех, кому нужна помощь психиатра, и тех, кто попросту неудобен взрослым …, но является совершенно здоровым в клиническом смысле» [34; 351]. Ученый пишет, что слово «риск» в контексте рассматриваемой проблемы, означает необходимость помощи психолога и вероятность дезадаптации ребенка в случае, если ему не будет оказана своевременная помощь. Речь, по мнению автора, прежде всего, идет о риске возникновения у ребенка нервно-психических расстройств [34; 351- 352].  Мы, в настоящей работе будем руководствоваться  определением  Д.М. Лубовского.

Ученые  О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, Н.А. Бастун, Т.В. Сак, Т.Д. Ильяшенко [4] выделяют в своих исследованиях от 50 до 200 признаков, характеризующих принадлежность ребенка к «группе риска». В психологическом плане это проявляется, прежде всего, в эмоциональной неустойчивости, неадекватных психологических реакциях, замкнутости, нигилизме, низкой способности к адаптации в социальной среде и др.  Вышеуказанные авторы показывают на существование ряда объективных и субъективных причин так называемой «трудновоспитуемости» ребенка. К таковым они относят: условия жизни ребенка, выступающие в качестве факторов социализирующей и развивающей среды; его анатомо-физиологическое и анатомическое развитие (плохая наследственность, перенесенные заболевания и физические травмы, травматический опыт и др.); разрыв связи с родителями (отчуждение родителей, развод, смерть и др.).