Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 16

Ученые (Д.М. Арановская-Дубовис, Е.В. Заика, Е.А. Цопа [3]) отмечают общность принципов работы психолога с психокоррекционными сказками. Они приведены нами ниже в таблице №1.

Таблица 1

Принципы работы с психокоррекционными сказками

Принцип

Основной текст

Комментарий

Осознанность

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета;

Понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это происходило? Зачем это было ему нужно

Задача психолога: показать клиентам, что одно событие вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно.

Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

Множественность

Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Задача психолога: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой – иначе.

Связь с реально-стью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача психолога: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

В сказкотерапии главную роль играет совместное рассуждение психолога и детей над сказками, обсуждение ситуаций, ролевых образов, эпилога. В этой связи учеными (Д.М. Арановской-Дубовис [3], М.В.Ермолаева [19]),  предлагается схема рассуждения над сказками (См. таблицу 2).

Таблица 2  

Схема размышления психолога и детей над психотерапевтическими сказками

Акцент

Направление размышления

Вопросы

Комментарий

Основная тема

Понять основные идеи сказки

О чем эта сказка ?

Чему она нас учит?

В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится? Что мы узнали из сказки?

Через основную тему нам передаются нравственные ценности, стили  взаимодействия с окружающими.

Линия героев сказки. Мотивы поступков.

Понять видимую и скрытую мотивацию героев.

Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?

Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом.

Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей

Важно составить список способов преодоления трудностей героями сказки.

Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает  (активный или пассивный)?

Все решает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем.

Имея набор способов решения проблем (нападение, использование волшебных слов или средств, хитрость), важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей.

Линия героев сказки. Отношение к  миру и самому себе.

Понять общую направленность героя:  он созидатель или разрушитель.

Что приносят поступки героя окружающим (радость, горе)? В каких ситуациях он созидатель,  в каких разрушитель? Как в жизни каждого из нас распределяются эти роли?

Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям.

Актуализированные чувства

Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация, почему?

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие ситуации вызывали страх, а какие гнев?    др.

Размышляя над сказкой с позиции чувств, сделать акцент на источники чувств внутри нас.

Образы и символы в сказках

Можно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки.

Кто такой Иван царевич? Колобок? Кто такая Курочка Ряба? Кто такая Василиса Премудрая ? Кто такой Карабас-Барабас ?

Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ?», но и словари образов, особенно юнгианские.