Ученые (Д.М. Арановская-Дубовис, Е.В. Заика, Е.А. Цопа [3]) отмечают общность принципов работы психолога с психокоррекционными сказками. Они приведены нами ниже в таблице №1.
Таблица 1
Принципы работы с психокоррекционными сказками
Принцип |
Основной текст |
Комментарий |
Осознанность |
Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; Понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это происходило? Зачем это было ему нужно |
Задача психолога: показать клиентам, что одно событие вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки. |
Множественность |
Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. |
Задача психолога: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой – иначе. |
Связь с реально-стью |
Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. |
Задача психолога: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях. |
В сказкотерапии главную роль играет совместное рассуждение психолога и детей над сказками, обсуждение ситуаций, ролевых образов, эпилога. В этой связи учеными (Д.М. Арановской-Дубовис [3], М.В.Ермолаева [19]), предлагается схема рассуждения над сказками (См. таблицу 2).
Таблица 2
Схема размышления психолога и детей над психотерапевтическими сказками
Акцент |
Направление размышления |
Вопросы |
Комментарий |
Основная тема |
Понять основные идеи сказки |
О чем эта сказка ? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится? Что мы узнали из сказки? |
Через основную тему нам передаются нравственные ценности, стили взаимодействия с окружающими. |
Линия героев сказки. Мотивы поступков. |
Понять видимую и скрытую мотивацию героев. |
Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? |
Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом. |
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей |
Важно составить список способов преодоления трудностей героями сказки. |
Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает (активный или пассивный)? Все решает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем. |
Имея набор способов решения проблем (нападение, использование волшебных слов или средств, хитрость), важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей. |
Линия героев сказки. Отношение к миру и самому себе. |
Понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель. |
Что приносят поступки героя окружающим (радость, горе)? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в жизни каждого из нас распределяются эти роли? |
Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. |
Актуализированные чувства |
Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация, почему? |
Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие ситуации вызывали страх, а какие гнев? др. |
Размышляя над сказкой с позиции чувств, сделать акцент на источники чувств внутри нас. |
Образы и символы в сказках |
Можно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки. |
Кто такой Иван царевич? Колобок? Кто такая Курочка Ряба? Кто такая Василиса Премудрая ? Кто такой Карабас-Барабас ? |
Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ?», но и словари образов, особенно юнгианские. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.