Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 28

Выявив детей, относящихся к «группе риска»  среди исследуемых старших дошкольников, мы разработали программу формирующего эксперимента, предусматривающего психологическую коррекцию их поведения. Мы учитывали, тот факт, что старшие дошкольники, отнесенные нами по результатам констатирующего эксперимента к «группе риска» имели разные психологические проблемы и по-разному  проявляли  их  в  поведении.  Мы их для удобства в обосновании блоков коррекционной программы обозначили в нижеследующей таблице № 8.

Таблица 8

Факторы проявления отклонений в поведении и в эмоциональной сфере

у выявленных нами детей «группы риска»

№ п/п

Имя ребенка

Доминирующий синдром

1

Андрей И.

Агрессивность

2

Ольга В.

агрессивность, страх быть изолированной, обделенной вниманием, остаться без собственной пространственно-предметной среды, обеспечивающей ей защищенность

3

Иван Ч.

агрессивность,    страх быть изолированным, обделенным вниманием, остаться без собственной пространственно-предметной среды, обеспечивающей ему защищенность

4

Саша Д.

агрессивность; страх темноты, замкнутого пространства (каустрофобия), неожиданных действий и явлений

5

Аня Н.

Гиперзастенчивость

6

Лена Г.

Гиперзастенчивость

7

Дима Ю.

Гиперзастенчивость

8

Витя Б.,

Гиперактивность

9

Олег Р.

Гиперактивность

В связи с вышеизложенным, разработанная нами  программа формирующего эксперимента включала в себя психокоррекционные сказки различной направленности. Одни из них были направлены на снятие страхов и выработку смелого поведения. Другие сказки имели целью преодоление застенчивости. Третьи – на коррекцию гиперактивности. Четвертая группа сказок была подобрана для снижения агрессивности. Учитывая тот факт, что для отдельных детей фактором, детерминирующим агрессивное поведение, являлись неблагоприятные взаимоотношения в семье, мы в коррекционную программу включали занятия, направленные на формирование у ребенка защитных форм поведения в экстремальных ситуациях (когда мать или отец беспричинно бранятся на ребенка или пытаются применить методы физического наказания).

За основу построения комплекса коррекционных занятий нами были взяты программы по сказкотерапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [24, 25] и психогимнастика М.И. Чистяковой [46], а также система индивидуальной и групповой коррекции страхов А.И. Захарова [26].  Под коррекцией мы понимали «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Организуемые нами занятия в основном носили групповой характер, но они сочетались с индивидуальными.  Часть коррекционных занятий мы проводили микрогруппами  (3-5 человек), в которых включались дети со схожей симптоматикой. 

Выбрав в качестве основного метода психокоррекционной работы  сказкотерапию, мы комбинировали его с коррекционными играми  и арттерапией. Игра нами использовалась для ролевой драматизации сказок в действии. Игры проводились  по сюжетам сказок. Их целесообразность была обусловлена тем, что только в деятельности, как отмечали Л.А. Венгер [12] и А.Н. Леонтьев [29] (в нашем случае - в игровой),  в ролевых формах поведения формируются умения и привычки вести себя  надлежащим (в соответствие социальным нормам) образом. Из арт. методов нами в коррекционной работе применялось рисование (по сюжетам сказок). 

Поскольку в процессе диагностики нами было выявлено у пятерых детей наличие выраженных страхов, а у троих из них страхи являются детерминантой агрессивного поведения, то мы на первых трех занятиях применяли сказки направленные на устранение страхов.