Выявив детей, относящихся к «группе риска» среди исследуемых старших дошкольников, мы разработали программу формирующего эксперимента, предусматривающего психологическую коррекцию их поведения. Мы учитывали, тот факт, что старшие дошкольники, отнесенные нами по результатам констатирующего эксперимента к «группе риска» имели разные психологические проблемы и по-разному проявляли их в поведении. Мы их для удобства в обосновании блоков коррекционной программы обозначили в нижеследующей таблице № 8.
Таблица 8
Факторы проявления отклонений в поведении и в эмоциональной сфере
у выявленных нами детей «группы риска»
№ п/п |
Имя ребенка |
Доминирующий синдром |
1 |
Андрей И. |
Агрессивность |
2 |
Ольга В. |
агрессивность, страх быть изолированной, обделенной вниманием, остаться без собственной пространственно-предметной среды, обеспечивающей ей защищенность |
3 |
Иван Ч. |
агрессивность, страх быть изолированным, обделенным вниманием, остаться без собственной пространственно-предметной среды, обеспечивающей ему защищенность |
4 |
Саша Д. |
агрессивность; страх темноты, замкнутого пространства (каустрофобия), неожиданных действий и явлений |
5 |
Аня Н. |
Гиперзастенчивость |
6 |
Лена Г. |
Гиперзастенчивость |
7 |
Дима Ю. |
Гиперзастенчивость |
8 |
Витя Б., |
Гиперактивность |
9 |
Олег Р. |
Гиперактивность |
В связи с вышеизложенным, разработанная нами программа формирующего эксперимента включала в себя психокоррекционные сказки различной направленности. Одни из них были направлены на снятие страхов и выработку смелого поведения. Другие сказки имели целью преодоление застенчивости. Третьи – на коррекцию гиперактивности. Четвертая группа сказок была подобрана для снижения агрессивности. Учитывая тот факт, что для отдельных детей фактором, детерминирующим агрессивное поведение, являлись неблагоприятные взаимоотношения в семье, мы в коррекционную программу включали занятия, направленные на формирование у ребенка защитных форм поведения в экстремальных ситуациях (когда мать или отец беспричинно бранятся на ребенка или пытаются применить методы физического наказания).
За основу построения комплекса коррекционных занятий нами были взяты программы по сказкотерапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [24, 25] и психогимнастика М.И. Чистяковой [46], а также система индивидуальной и групповой коррекции страхов А.И. Захарова [26]. Под коррекцией мы понимали «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Организуемые нами занятия в основном носили групповой характер, но они сочетались с индивидуальными. Часть коррекционных занятий мы проводили микрогруппами (3-5 человек), в которых включались дети со схожей симптоматикой.
Выбрав в качестве основного метода психокоррекционной работы сказкотерапию, мы комбинировали его с коррекционными играми и арттерапией. Игра нами использовалась для ролевой драматизации сказок в действии. Игры проводились по сюжетам сказок. Их целесообразность была обусловлена тем, что только в деятельности, как отмечали Л.А. Венгер [12] и А.Н. Леонтьев [29] (в нашем случае - в игровой), в ролевых формах поведения формируются умения и привычки вести себя надлежащим (в соответствие социальным нормам) образом. Из арт. методов нами в коррекционной работе применялось рисование (по сюжетам сказок).
Поскольку в процессе диагностики нами было выявлено у пятерых детей наличие выраженных страхов, а у троих из них страхи являются детерминантой агрессивного поведения, то мы на первых трех занятиях применяли сказки направленные на устранение страхов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.