Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 4

Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: ошибками воспитания и определенной незрелостью или минимальными поражениями нервной системы. По мнению А.Д. Андреевой оба этих фактора зачастую действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями, усугубляя ситуацию [34; 153].

М. Раттер предлагает следующие критерии оценки возможного отклонения в поведении ребенка, по которым его целесообразно отнести к группе риска:

1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка;

2. Длительность сохранения расстройства;

3. Жизненные обстоятельства;

4. Социокультурное окружение;

5. Степень нарушения;

6. Тип симптома;

7. Тяжесть и частота симптомов;

8. Изменение поведения;

9. Ситуационная специфичность симптома [37; 72- 76].

Решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев.

Учеными  Н.А. Бастун, Т.В. Сак, Т.Д. Ильяшенко [4], А.Д. Андреевой И.В., Дубровиной [34] выделены наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного возраста. А.Д. Андреева среди них выделяет: нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии, различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) [34; 153- 161].

Рассмотрим основные поведенческие нарушения детей «группы риска». Прежде всего, это агрессивные дети. В научной литературе [5, 13, 33, 37, 49] выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, это пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Агрессия ребенка может выражаться в драках, разрушительном отношении к вещам, проявлениях вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются). Мотивом к агрессии у таких детей чаще всего является неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды.

Основные пути работы по преодолению детской агрессивности подробно рассматриваются в работах М.И. Чистяковой [46]  и Д. Лешли [28]. Общая стратегия работы с агрессивными детьми состоит в том, чтобы отреагировать травмирующий опыт, постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах, сдерживать агрессивные порывы. Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающей среды. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией.

К «группе риска» относятся вспыльчивые дети. Вспыльчивость у проблемных дошкольников рассматривается О.С. Васильевой, Ф.Р. Филатовым,    А.Д. Андреевой [34] скорее как выражение отчаяния и беспомощности, нежели проявление характера. Такой ребенок может легко расплакаться, разозлиться, устроить истерику.

Ученые А.Д. Андреева [34] и М.И. Чистякова [46] считают, что таких детей необходимо учить выражать свои чувства словами, а в период приступа стараться или отвлечь их, или оставить на время в одиночестве. После того, как приступ у ребенка пройдет, его необходимо успокоить. Несомненно, важно разобраться в причинах вспыльчивости ребенка, что вызывает его отчаяние и в чем он беспомощен. Основная стратегия работы психолога с такими детьми - формирование у них спокойного, уверенного поведения.