Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 7

О.А. Карабанова писала о том, что расширение сферы психокоррекции детей «группы риска» как направления психологического воздействия на развитие ребенка обусловлено, с одной стороны, необходимостью обеспечения их успешной адаптации в социуме, а с другой –  необходимостью гармонизации их психического состояния [27; 13 - 14].  Между тем А.В. Запорожец  указывал на то, что центральным моментом, определяющим принятие решения о проведении коррекционных мероприятий, является тезис об охране интересов ребенка, гармонизации и амплификации развития его личности, т.е. всемерном обогащении процесса развития и использовании всех потенциальных возможностей данной возрастной стадии как главной цели коррекции [21; 121]. 

Целесообразно отметить, что ответственность за принятие решения о целесообразности коррекции в рамках психологического сопровождения несет  психолог. Реализация коррекционной программы согласуется с родителями ребенка.  О.А. Карабанова утверждает, что согласие родителей представляет лишь первый шаг их участия в коррекционной работе.  Создание у них установки на кооперацию и сотрудничество с психологом, их активное участие  в программе составляет решающее условие успеха  [27; 19 – 21].

Г. М. Бреслав указывает ряд индикаторов неблагополучия развития (риска), наличие которых обусловливает необходимость решения вопроса  о целесообразности коррекционного воздействия:

- нарушение коммуникации в системе отношений» ребенок – взрослый», «ребенок – сверстники», утрата взаимопонимания, дезинтеграция сложившихся ранее форм общения;

- низкий уровень социальных достижений, значительно расходящихся с потенциальным уровнем развития ребенка;

- поведение отклоняющееся от социальных норм и требований;

- переживание ребенком состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональный статус и депрессия;

- наличие экстремальных, кризисных жизненных ситуаций;

- аномальные кризисы развития, которые в отличие от нормативных возрастных кризисов не связаны с завершением цикла развития, не ограничены во времени и носят исключительно разрушительный характер, не создавая условий и не содействуя формированию психологических новообразований, знаменующих переход к новому возрастному циклу  [6; 89 - 93].

Следует выделить три основных направления и области постановки коррекционных целей в психологическом сопровождении детей группы риска:

1)  оптимизация социальной ситуации развития;

2)  развитие видов деятельности ребенка;

3)  формирование возростно-психологических новообразований.

Психологическое сопровождение ребенка с целью оптимизации социальной ситуации развития ребенка из «группы риска», связана, в первую очередь с оптимизацией общения ребенка, как в сфере социальных отношений (то есть отношений с близким взрослым), как представителем социальных институтов (воспитателем, методистом, психологом, дефектологом и др.), так и в сфере межличностных отношений (отношений с близкими взрослыми и значимыми сверстниками). Д. Лешли отмечает, что оптимизация общения предполагает расширение круга общения, гармонизацию отношений ребенка со значимыми для него людьми, обогащение содержания общения в соответствии с возрастно-психологическими особенностями ребенка  [28; 98]. Эта задача решается в комплексе ролевых игр. Особую ценность здесь, на наш взгляд, имеют игры-драматизации и психогимнастические игры (М.И. Чистякова [46]), игры с правилами, методы сказко- и арттерапии.

Второй важной задачей оптимизации социальной ситуации развития является внесение необходимых корректив в образовательно-воспитательный компонент дошкольного учреждения специально для детей «группы риска», в связи с тем, что им необходим особый режим жизнедеятельности.