Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 35

Принцип общения в масках, предложенный Ф. Зимбардо, использовался нами в сказке «Король и королева». Эта сказка описана в работах автора. Смысл ее заключался в том, что король и королева хотели лучше узнать свой народ. Они переоделись в простолюдинов, одели маски и в день маскарада посещали харчевни, базары, семьи селян и горожан, встречались с разными людьми. Они обратили внимание на то, как добродушны, просты, душевны и искренни люди вокруг. Но как только они снимали маски и в них узнавали короля и королеву, люди льстили им. говорили неправду, заискивали. Тогда король издал указ о том, чтобы все целый год носили маски и только король и королева должны были ходить без масок. Он увидел, что люди, когда их лица скрылись под масками, стали вновь вести себя естественно.

В игре-драматизации по сказке Ф. Зимбардо  роль короля, королевы и принцессы играли застенчивые дошкольники Дима Ю., Аня Н. и Лена Г. Они всегда преображались, становились смелее и увереннее, когда надевали маски. Нами был проведен день сказки «Король и королева», когда дети весь день все занятия находились в сказочных образах. Для гиперзастенчиваых детей маски мы постоянно меняли, постепенно трансформировав их в бумажные очки. А в день сказки, они как король и королева, обязаны были ходить без масок, но их ролевое поведение отмечалось на редкость уверенностью, свободой действий и подвижностью.

В целом нами было использовано 16 сказок, по 8 из которых были проведены игры-драматизации, в 7 из них нами применялись психогимнастические этюды на выражение эмоций и моделирование  заданных форм поведения (смелого, уверенного, уравновешенного, доброго и т.д.).  Формирующий эксперимент продолжался в течение трех месяцев с середины декабря 2004 до середины марта 2005 года.

                      2.3. Анализ  результатов формирующего эксперимента

Реализовав психокоррекционную программу, основанную на методе сказкотерапии, мы провели повторный диагностический срез и сравнили результаты констатирующего эксперимента с контрольным. Нами были отмечены определенные позитивные изменения в поведении и эмоциональном состоянии детей. 

В начале контрольного эксперимента, также как и в констатирующем нами были проведен тесты тревожности Р. Теммл, И. Дорка, В. Амен и  А.И. Захарова. Результаты приведены нами в нижеследующей таблице № 9.

Таблица № 9

Уровни тревожности испытуемых

(по методике Р. Теммл, И. Дорка, В. Амен и тесту А.И. Захарова)