Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 27

На рисунке «Моя семья»  Витя полностью нарисовал только маму. Всех остальных членов семьи  изобразил схематично. Рисунки членов семьи не статичны, вертикальные линии изображений членов семьи не перпендикулярны основанию, рисунок небрежен. Витя предпринял попытку оставить рисунок незавершенным, и только при настоятельной просьбе вернулся к выполнению задания.

С целью выявления детей с гиперактивным синдромом мы использовали ретроспективный анализ наблюдений родителей и воспитателей за детьми П. Бейкера – М. Алворда. Полученные результаты мы свели в таблицу № 7. На том основании, что из предварительно отобранной группы детей, по совокупности симптомов, тревогу вызывали только 9 детей, то дальнейшему обследованию подвергались именно эти дети.

Таблица № 7

Результаты исследования гиперактивности детей старшего дошкольного возраста (по методике  П. Бейкера – М. Алворда  )

ФИО

Родители

(проявление факторов)

Родители

Баллы

Воспитатель

(проявление факторов)

Воспитатель

Баллы

Средний     балл

Уровень импульсивности

1

Оля В.

1,2,3,7,9,

11, 13,14

8

1,2,3,8,9,

11,13,14

8

8        

ВС

2

Иван Ч.

1,2,3,6,7,

8,13,14

8

1,2,3, 7, 12,

14, 13,11

8

8        

ВС

3

Андрей И.

1,2,3,8,9,

11,13,14

8

1,2,3,7,8,9,

11, 14

7

7,5     

ВС

4

Саша Д.

1,2,3,8,9,

11,13,14

8

1,2,3, 7, 13,

14

6

7       

 ВС

5

Дима Ю.

1,2,3, 8, 14

5

2, 8,14

3

4          

С

6

Аня Н.

2,5

3

2, 5

2

2          

Н         

7

Лена Г.

1,3, 11

3

11

1

2         

Н    

8

Олег Р.

1,2,3,4,7,8,

14,10,13,15

10

1,2,3,4,7,8,

14,10,13,15

10

10        

  ГА

9

Виктор Б.

1,2,3,4,7,8,

14,11,13,15

10

1,2,3,4,7,8,

14,11,13,15

10

10        

  ГА

Примечание: Содержание  обозначенных факторов дается нами в приложении, общий балл  выражен в сумме проявившихся факторов; средний балл определяется на основании сопоставления данных родителей и педагога.

От нуля до 3 – низкий уровень (ниже нормы) - Н; от 3 до 7  - средний (умеренный уровень) – С; от 7 до 9 высокий уровень активности- ВС; свыше 9 – проявление гиперактивности - ГА.    

Вышеизложенные результаты отобранной нами диагностической  батареи методик позволили нам выявить 9 детей «группы риска» из начального числа 36 обследуемых дошкольников старшей группы логопедического дошкольного учреждения. Симптоматика каждого из них приведена нами в таблице № 9 следующего параграфа.          Четверо детей (Андрей И., Саша Д., Иван Ч., Ольга В.) проявляли повышенную агрессивность, трое (Аня Н., Лена Г. и Дима Ю.) – гиперзастенчивость, двое (Витя Б., Олег Р.) – гиперактивность. Причем, у Саши Д., Ольги В. и Ивана Ч. агрессия проявлялась как компенсаторная реакция на ярко выраженные страхи. 

Исходя из выявленных симптомов, обусловливающих отклоняющееся от нормы поведение детей  и  их эмоциональное состояние, мы разработали и апробировали коррекционную программу, которая излагается нами в следующем параграфе.

2.2. Содержание и методика эксперимента по психокоррекции

поведенческих нарушений у детей «группы риска» методом сказкотерапии