Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 25

У Саши Д. выражен страх к неожиданным действиям, когда что-то падает и издает громкий звук, когда кто-то неожиданно берет его за руку или касается его, когда внезапно тухнет или загорается свет и др. Кроме того, он боится темноты, замкнутого пространства (каустрофобия) и когда около него теснится много людей: дети в группе или пассажиры в транспорте. Когда возникают подобные ситуации или даже возможность и создания, он кидается с кулаками драться. Порой сам  пугает детей, неожиданно выскакивая на них из-за угла с криком, выставляя руки вперед. Семья у Саши благополучная. Но мама Саши рассказывала, что он чуть не задохнулся во время родов (пуповина обмоталась вокруг шеи) и перенес родовую травму. Кроме того, Саша однажды вместе с двумя сверстниками застрял в лифте (когда ему было 4 года). Он был сильно напуган и заикался.

На рисунке моя семья, в комнате он нарисовал темный квадрат, который назвал лифтом. Маму и папу нарисовал вместе у телевизора, а себя в комнате с горящим фонарем и ружьем в руках. Он нарисовал много электрических лампочек свисающих с потолка и три темные двери. На лице четко прорисованы большой круглый рот и такие же глаза.

Андрей И. агрессию проявляет без видимых причин.  Ведет себя задиристо, норовит обидеть тех, кто его слабее. Старается ущипнуть, уколоть, пнуть ногой. Когда ему отвечают, старается бить в лицо. Проявляет жестокость. Ломает игрушки, мешает в играх, проявляет вербальную агрессию по малейшему поводу. Когда дети не хотят с ним играть, у него начинается истерика, которая заканчивается разбрасыванием вещей и игрушек. Успокаивается только тогда, когда воспитатель его прижимает к себе и начинает что-то тихонько рассказывать. Тогда он становится спокойным и может мирно играть некоторое время. Потом вновь старается обидеть сверстников.  У Андрея  год назад мать развелась с отчимом, который ребенка не любил и всячески старался обидеть, когда этого не видела мать.  Временно живет у бабушки в атмосфере вседозволенности.

На рисунке «Моя семья» нарисовал только себя. Крупное туловище с маленькой головой в шлеме, в кольчуге и с мечом. Сказал, что он так играет в крестоносцев. Членов семьи не нарисовал. Зато нарисовал много геометрических фигур разной формы, сказал, что это его заколдованные друзья и родственники, которые ему мешали играть. 

У Ани Н., Лены Г. и Димы Ю.  в процессе исследования был выявлен симптом гиперзастенчивости. Аня и Дима почти постоянно прячутся за воспитателя и редко когда самостоятельно играют с детьми.

Дима Ю. всегда долго не отпускает мать, когда она его приводит в группу. Это повторяется уже третий год. Как только воспитатель или кто-то из детей обращает на него внимание, он отводит глаза или начинает смотреть в потолок. Если его просили передать кому-то из детей игрушку, он передавал ее молча, отвернув в сторону голову. Попытка попросить его передать воспитателю что-то на словах редко увенчивается успехом. Он или опускает глаза и не двигается с места, или трогает воспитателя рукой и показывает в нашу сторону.

У Димы очень застенчивый и робкий отец, но авторитарная напористая, разговорчивая мама. В ее речи всегда чувствуется самоуверенность. Она в общении использует позицию «над» и стратегию «родительского поведения» по Э. Берну. С сыном и с мужем разговаривала жестко, предъявляла постоянные требования, выражала придирки и применяла оценочные суждения по поводу любых их действий.    На Димином рисунке «Моя семья» центральное место занимает мама, которая заполняет практически все пространство комнаты. Папа  меньше мамы почти в двое, он смотрит на нее из под лба; плечи узкие, шеи нет, голова на одну треть погружена в туловище, ось его фигуры имеет сильный крен в сторону.  Себя он изобразил по аналогии папы, но дальше от мамы, с таким же наклоном оси туловища, но в противоположную сторону. Рот нарисован в виде маленькой точки, а глаза в виде узких щелочек с опущенными редкими ресницами, руки нарисованы без ладоней, а ноги без ступней.