Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми группы риска, страница 39

Сопоставительный анализ рисунков детей  «несуществующих животных» показал о значительном снижении в них агрессивных признаков. Если на этапе констатирующего эксперимента все рисунки «Несуществующего животного» несли в себе выраженную агрессивную направленность в названии, содержании рисунка, комментариях к нему, то на контрольном этапе никто из детей не нарисовал животного агрессивным и не дал агрессивных названий. У  детей в рисунках присутствовали только отдельные признаки (один-два), которые условно можно было отнести к агрессивным. Животное нарисованное Ольгой, вообще не имело ни единого, даже косвенного признака агрессии. Это был рисунок веселого колобка из трех шаров.

Сопоставим названия рисунков животных. Названия рисунков животных, выполненных дошкольниками на этапе констатирующего эксперимента: «Вампирсус» (Иван), «Зурбаргрыз» (Саша), «Рогобод» ( Андрей), «Саблебарс» (Ольга).

Названия рисунков животных, выполненных детьми на этапе контрольного эксперимента: «Трикобок» (Ольга), «Болобол»( Андрей), «Финатус»(Иван), «Чва-Чвак» (Саша).

Снижение агрессивности в поведении вышеназванных детей было отмечено не только воспитателями, но и детьми, которых чаще всего обижали.

Таким образом, подводя итог работы, мы можем с уверенностью сказать об эффективности реализованной нами  коррекционной программы, построенной на основании сказкотерапии. 

Заключение

Проблема диагностики и коррекции детей «группы риска» является достаточно актуальной на сегодняшний  день, так как непосредственно связана с психическим здоровьем ребенка, успешностью его социальной адаптации в обществе, социализации и самореализации в жизни.

Результаты психологических исследований детей «группы риска» представленные в научной литературе, обнаруживают признаки невротизации, главным образом беспокойство, импульсивность, агрессию, повышенную утомляемость, нарушение сна, невротические навыки  в сочетании с инфантильным поведением. Отсюда нарушения в поведенческой сфере, отставание в развитии, что значительно осложняет жизнь ребенка.

Нами были выявлены следующие причины «трудновоспитуемости ребенка»

* негативные условия жизни ребенка, выступающие в качестве факторов социализирующей и развивающей среды;

* неблагоприятное или аномальное анатомо-физиологическое и анатомическое развитие ребенка (в том числе: плохая наследственность, родовые травмы, перенесенные заболевания;

* физические травмы (особенно черепномозговые);

* травмирующий опыт;

*  разрыв связи с родителями (отчуждение родителей, развод, смерть и др.).

В ходе анализа научной литературы нами были выявлены следующие индикаторы, по которым можно предположительно отнести ребенка к «группе риска»:

- нарушение коммуникации в системе отношений» ребенок – взрослый», «ребенок – сверстники», утрата взаимопонимания, дезинтеграция сложившихся ранее форм общения;

- низкий уровень социальных достижений, значительно расходящихся с потенциальным уровнем развития ребенка;

- поведение отклоняющееся от социальных норм и требований;

- переживание ребенком состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональный статус и депрессия;

- наличие экстремальных, кризисных жизненных ситуаций;

- аномальные кризисы развития, которые в отличие от нормативных возрастных кризисов не связаны с завершением цикла развития, не ограничены во времени и носят исключительно разрушительный характер.

Мы выделили три основных направления и области постановки коррекционных целей в психологическом сопровождении детей группы риска:

1) оптимизацию социальной ситуации развития;

2) развитие ведущих  видов жизнедеятельности ребенка;

3) формирование возростно-психологических новообразований.

Осуществив теоретическое и эмпирическое исследование проблемы коррекции поведения детей «группы» риска методом сказкотерапии мы пришли к следующим выводам: