Коррекция поведения и эмоциональных нарушений детей в дошкольном учреждении, базирующаяся на основе психокоррекционных сказок, может быть эффективной в том случае, если метод сказкотерапии будет включать в себя не только прослушивание сказок с глубоким нравственным содержанием, но и ролевое обыгрывание их сюжетов в играх-драмматизациях с использованием элементов психогимнастики и рисуночной терапии.
Сказкотерапия в работе с детьми группы риска позволяет обеспечить им:
- осознание своих возможностей и ценности собственной жизни;
- понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
- познание разных стилей мироощущения;
- избавление от страхов и агрессивных тенденций в поведении;
- осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
- внутреннее ощущение силы и гармонии.
В процессе экспериментального исследования нами был осуществлен отбор комплекса диагностических методик, адекватных исследуемой проблемы, разработана коррекционная программа, базирующаяся на методе сказкотерапии, составлены и апробированы авторские психокоррекционные сказки.
Результативность программы формирующего эксперимента была подтверждена тем, что за 3-х месячный период его реализации существенно снизилась агрессивность в поведении детей «группы риска», повысилась в два раза активность в межличностной коммуникации гиперзастенчивых детей, уменьшилось число страхов старших дошкольников, удалось нивелировать синдром гиперактивности у расторможенных детей.
В целом число испытуемых с высоким уровнем тревожности снизилось в три раза (с 9 до 3). Число детей со средним уровнем тревожности увеличилось с одного до четырех (за счет перехода с высокого на средний), а с низким уровнем - на одну треть (с 7 до 10). Снижение агрессивности детей «группы риска» было установлено на основе наблюдения за их поведениям и сравнительного факторного анализа детских рисунков на этапах констатирующего и контрольного экспериментов. Число агрессивных поступков у детей «группы риска» в среднем снизился с 55-60 в первый месяц наблюдений до 26 - 18 во второй и до 5- 7 в третий.
Таким образом в ходе экспериментального исследования нами была первоначально выдвинутая гипотеза о том, что коррекция поведения детей «группы риска» будет успешной, если психокоррекционную работу с ними осуществлять на основе сказкотерапии.
Литература:
1. Арановская Д.М. Зависимость понимания ребенком сказки от ее композиции. – М., 1984. – 48 с.
2. Арановская-Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника // Вопросы психологии. – 1995. - № 5, С. 27- 31.
3. Арановская-Дубовис Д.М., Заика Е.В., Цопа Е.А. Роль сказки в психическом развитии ребенка-дошкольника // Практична психологія та соціальна робота, № 3, 2000, С. 10 – 12.
4. Бастун Н.А., Сак Т.В., Ильяшенко Т.Д. Дети с задержкой психического развития и их обучение. – К., 1997. – 150 с.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1999. - № 5., С. 73 - 75.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990. – 265 с.
7. Бретт Д. Жила-была девочка похожая на тебя. – М., 1997. – 124 с.
8. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990. - 340 с.
9. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988. – 147 с.
10. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Этапы индивидуальной психокоррекции детей и подростков „группы риска”. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., 1999, № 3., С. 38 – 45.
11. Вачков И. Уровни и смыслы психологической сказки // Школьный психолог, 1999, № 45, С.12.
12. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988. – 312 с.
13. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства: В 6 т. – М., 1984, Т. 5, С. 43 – 85 с.
14. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР: В 2 т. – М., 1959, Т.1., С. 70 – 82.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.