Энштейн считал умение воображать выше многознанья, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытие.
Способы развития фантазии и воображения:
- создание творческой атмосферы: нужно убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично самому ребенку. Для этого можно применять игровые приемы, игру или опираться на яркие эмоции;
- чтение, обсуждение и анализ хорошей фантастической литературы. Нужно научить детей восхищаться хорошей фантазией;
Рекомендуемые литературные произведения:
· сказки, фантастические рассказы в возрасте 2-6 лет;
· приключенческие фантастические романы (Жюля Верна, В.Беляева, А.Конан-Дойля, Г.Уэллса) в отрочестве - 14-17 лет;
· добротная научно-фантастическая литература (А.Ефремов, братья Стругацкие, Р.Шекли, Ф.Дик и др.) – в юности.
· ставить детей в затруднительные ситуации – применять задания открытого типа, например: дети попали на необитаемый остров и должны решить, как выжить;
· обучить детей специальным приемам развития воображения и фантазирования. Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можно все: любой закон живой или неживой природы, любой социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы, можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой природы: людей (все люди стали отныне честными), животных, растений. Знание этих приемов подводит детей к овладению приемами разрешения противоречий, которые лежат в основе системы развития творческого мышления.
На данный момент в литературе представлено около 40 методов и приемов стимуляции и развития творческого мышления. Однако, при особой актуальной потребности использования в практике работы этих методов, сложность заключается в том, что существующие подходы к классификации этих методов отличаются отсутствием единого основания, в основном ориентированы на продукт творческой мыслительной деятельности, а не на процесс творческого мышления и, в целом, не нацеливают педагогов на общую последовательную работу по развитию творческого мышления детей в условиях обучения. А фрагментарное использование отдельных методов и приемов не создаст системы в работе. Насущной проблемой сегодня является научная, а не эмпирическая разработка системы методов и приемов, направленных на активизацию и развитие творческого мышления детей и подростков
Разработка системы работы с детьми, ориентированной на максимальное содействие развитию их творческих способностей и создание для них режима наибольшего психологического благоприятствования является интересной теоретической и практически значимой задачей. Здесь многое зависит от педагога. Ведь каждый ребенок обладает способностью к творческой деятельности и развитие ее будет зависеть от правильного педагогического подхода, учитывающего как общевозрастные, так и индивидуальные особенности детей. Естественно, такой подход должен быть не только заявлен, но и методически (технологически) обеспечен.
Рекомендуемые шаги развития творческого мышления детей и подростков.
I. Ввести в практику работы создание «ситуации успеха» каждому ребенку как личностной основы для дальнейшего творческого самовыражения
II. Учитывать, что важными условиями для развития творческого мышления являются:
- наличие исходного минимума знаний;
- положительное отношение к предстоящей деятельности;
- желание выполнять задание наилучшим образом.
III. Научить детей генерировать идеи. Здесь необязательно, чтобы каждая идея была правильной. Чем больше идей, тем лучше.
IV. Научить детей выделять противоположные свойства в одном и том же предмете или явлении. Умение находить противоречия – основа творческого мышления. Выделение противоположных свойств, их сопоставление и объединение позволяет раскрывать новые, неожиданные стороны предметов и явлений.
V. Обучить функционально-системному анализу. Это лучше осуществить с помощью игровых упражнений ( «Что хорошего?», «Что плохого?», «Польза – вред», «Чем похожи?», «Чем отличаются?» и др.) или разбора ситуаций.
VI. Использовать методы и приемы развития творческого мышления в групповой и индивидуальной формах организации работы.
Стремление к творчеству можно стимулировать. Когда ребенок получает возможность активного самовыражения, он работает с удовольствием, привнося в любую деятельность элементы творчества.
Л и т е р а т у р а
1. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л. и др. Поиск новых идей от озаарения к технике. – Кишинев, 1989. С.285-290.
2. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.:Педагогика, 1981. – 199 с.
3. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. – М., 1999. – С.21, 109-110.
4. Одаренные дети //Под ред. Г.В.Бурминской и В.М.Слуцкого. – М.:Прогресс, 1991.
5. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль. Академия развития. 1996. – 192 с.
·
Современная парадигма образования ставит главной целью развитие способностей учащихся и , шире, их личностного и творческого потенциала. И учебный процесс должен быть средством такого развития, а не наоборот, когда способности и потенциал ребенка являются средством для реализации содержания и дидактических задач учебного процесса. Однако, на практике обучение в основном ориентировано на усвоение и не предусматривает самостоятельности и творчества, и таким образом, обделяет возможности ребенка, не создает условий для соблюдения поиска, не формирует умение ставить и достигать предметно-направленной цели, не вызывает избирательного интереса.
“Поскольку в школе преобладают репродуктивно-исполнительские методы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.