Уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии. Вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему « Влияние межполушарной асимметрии мозга на профессиональные намерения старшеклассников».
Актуальность данной работы определяется тем, что по данным психолого-педагогических исследований количество леворуких детей заметно увеличилось за последние два десятка лет, а стандартный метод обучения в школе детей рассчитан на праворуких и правшей и дети-левши испытывают трудности при обучении и соответственно проблема профессионального выбора для них имеет особо сложный характер.
Объект исследования – различия профессиональных предпочтений учащихся сташего звена средней школы с различной асимметрей мозга.
Предмет исследования – влияние межполушарной асимметрии мозга на профессиональные намерения старшеклассников.
Цель – исследование соотношения профессиональной ориентации и профиля латеральной организации (ПЛО) мозга у учащихся сташего звена.
Гипотеза – межполушарная ассиметрия мозга влияет на содержание и динамику профессионального выбора.
Задачи:
Использованые методы:
- Анализ научной литературы
- Психо-физиологические методы для выявления ФАМ мозга
- Анкетирование
- Методики ( ДДО, Дж. Холланда )
- Метод анализа и итерпритации полученных данных
Дипломная работа содержит две главы:
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ.
Посвящена изучению феномена левшевства, изучению индивидуально-психологических особенностей левшей и леворуких. Из теоретического анализа данной проблемы можно были сделаны следующие выводы:
В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами.
Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности, определенную "хрупкость" психической деятельности, склонность к кратковременным декомпенсациям.
Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.
Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно-психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к "правостороннему" миру. В качестве доказательства правильности этого подхода можно привести целый список великих левшей, среди которых будут римские императоры Тиберий и Юлий Цезарь, полководцы Александр Македонский, Наполеон, ученые Дж К. Максвелл. И. П. Павлов, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, писатель Льюис Кэррол, актер Чарли Чаплин и многие другие.
Мы думаем, что все три взгляда на способности левшей имеют право на существование. Эти три подхода дополняют друг друга. К тому же отрицательные и положительные свойства левши могут быть двумя сторонами одной и той же медали. Так, например, имеются данные, позволяющие предположить, что связи между отделами коры головного мозга, находящимися в разных полушариях, у левшей, по сравнению с правшами, менее жесткие. Возможно, поэтому левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.
Психологические особенности левшей:
- Эмоциональная не сдержанность
- Низкий уровень самоконтроля
- Высокая впечатлительность
Особенности мышления:
- У Правшей логико – вербальное
- УЛевшей пространственно – образное или творческое
Различий между лево- и правополушарной стратегией переработки информации имеет прямое отношение к формированию различных способностей. Так, для научного творчества, т. е. для преодоления традиционных представлений, необходимо восприятие мира во всей его целостности, что предполагает развитие способностей к организации многозначного контекста (образного мышления).
Вторая глава посвящена ИССЛЕДОВАНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Во второй главе мы делаем краткий анализ методов оценки межполушарной асимметрии мозга:
- Моторной асимметрии ( Функциональная асимметрия рук)
- Слуховой и слухоречевой асимметрии.
- Зрительной асимметрии.
- Тактильной асимметрии.
В эксперименте по исследованию влияния функциональной ассиметрии мозга на профессиональный выбор принимали участие ученики старшего звена (10-А, 10-Б классов) средней школы №27. Всего 29 человек из них 11 мальчиков и 18 девочек.
Исследование включало, несколько этапов:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.