Влияние межполушарной асимметрии мозга на профессиональные намерения старшеклассников

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии. Вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему « Влияние межполушарной асимметрии мозга на профессиональные намерения старшеклассников».

Актуальность данной работы определяется тем, что по данным психолого-педагогических исследований количество леворуких детей заметно увеличилось за последние два десятка лет, а стандартный метод обучения в школе детей рассчитан на праворуких и правшей и дети-левши испытывают трудности при обучении и соответственно проблема профессионального выбора для них имеет особо сложный характер.

Объект исследования – различия профессиональных предпочтений учащихся сташего звена средней школы с различной асимметрей мозга.

Предмет исследования – влияние межполушарной асимметрии мозга на профессиональные намерения старшеклассников.  

Цель – исследование соотношения  профессиональной ориентации и профиля латеральной организации (ПЛО) мозга у учащихся сташего звена.

Гипотеза – межполушарная ассиметрия мозга влияет на содержание и динамику профессионального выбора.

Задачи:

  • Изучение психологических особенностей левшей и леворуких.
  • Выявление соотношения доминантного полушария и специальных способностей.
  • Анализ методов оценки ПЛО и профессиональной ориентации.
  • Диагностика ПЛО и профессиональной ориентации в группе учащихся сташего звена средней школы.

Использованые методы:

-  Анализ научной литературы

-  Психо-физиологические методы для выявления ФАМ мозга

-  Анкетирование

-  Методики ( ДДО, Дж. Холланда )

-  Метод анализа и итерпритации полученных данных

Дипломная работа содержит две главы:

 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ.

Посвящена изучению феномена левшевства, изучению индивидуально-психологических особенностей левшей и леворуких. Из теоретического анализа данной проблемы можно были сделаны следующие выводы:

В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами.

Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности, определенную "хрупкость" психической деятельности, склонность к кратковременным декомпенсациям.

Второй   подход   утверждает   равенство   способностей    правшей   и   левшей.

Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно-психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к "правостороннему" миру. В качестве доказательства правильности этого подхода можно привести целый список великих левшей, среди которых будут римские императоры Тиберий и Юлий Цезарь, полководцы Александр Македонский, Наполеон, ученые Дж К. Максвелл. И. П. Павлов, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, писатель Льюис Кэррол, актер Чарли Чаплин и многие другие.

Мы думаем, что все три взгляда на способности левшей имеют право на существование. Эти три подхода дополняют друг друга. К тому же отрицательные и положительные свойства левши могут быть двумя сторонами одной и той же медали. Так, например, имеются данные, позволяющие предположить, что связи между отделами коры головного мозга, находящимися в разных полушариях, у левшей, по сравнению с правшами, менее жесткие. Возможно, поэтому левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Психологические особенности левшей:

-  Эмоциональная не сдержанность

-  Низкий уровень самоконтроля

-  Высокая впечатлительность

  Особенности мышления:

-  У Правшей  логико – вербальное

-   УЛевшей пространственно – образное или творческое

Различий между лево- и правополушарной стратегией переработки информации имеет прямое отношение к формированию различных способностей. Так, для научного творчества, т. е. для преодоления традиционных представлений, необходимо восприятие мира во всей его целостности, что предполагает развитие способностей к организации многозначного контекста (образного мышления).

Вторая глава посвящена ИССЛЕДОВАНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.  Во второй главе мы делаем краткий анализ методов оценки межполушарной асимметрии мозга:

-  Моторной асимметрии (  Функциональная асимметрия рук)

-  Слуховой и слухоречевой асимметрии.

-  Зрительной асимметрии.

-  Тактильной асимметрии.

В эксперименте по исследованию влияния функциональной ассиметрии мозга на профессиональный выбор принимали участие ученики старшего звена (10-А, 10-Б классов) средней школы №27. Всего 29 человек из них 11 мальчиков и 18 девочек.

Исследование включало, несколько этапов:

  1. этап выявление учащихся с различным профилем латеральной организации (ПЛО) мозга;
  2. этап анкетирование, направленное на изучение предпочтений в различных

Похожие материалы

Информация о работе