Особенности изучения больших эпических произведений на уроках литературы в старших классах средней школы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Сюжет – это не абстрактная схема отношений, существующих между персонажами, которая может повторяться во многих произведениях художественной словесности разных стран и эпох. Сюжет – это индивидуальный ход событий, изображенных в произведении, который представляет собой одну из важнейших сторон его художественной формы.

Сюжет –явление формы потому, что именно через него в наибольшей мере писатель осуществляет творческую типизацию воспроизводимых им общественно-исторических характеров. Он создает в своем творческом воображении подробности действий, отношений и связанных с ними мыслей и переживаний персонажей. Все – это предметные детали произведения. Их значение заключается не только в том, что они с большей отчетливостью и силой (чем в реальной жизни) раскрывают характерные особенности жизни персонажей, наиболее важные для писателя, но и в том, что через них писатель выражает свою идейно-эмоциональную оценку воплощенных в персонажах характерностей жизни, нравственно их возвышающую или снижающую в сознании читателей и слушателей.

Значит сюжет произведения –это сторона его экспрессивной формы, первоначально возникающая в творческом воображении писателя. Он складывается из отдельных повествовательных эпизодов, отличающихся друг от друга составом действующих лиц в них лиц, местом и временем действия. Писатель может по-разному построить сюжет из тех или иных эпизодов, возможных в жизни персонажей произведений. Значит, сюжет всегда как-то построен, он имеет какую-то свою собственную композицию.

Складывающийся из действий и отношений персонажей сюжет произведения представляет собой изменчивость их бытия –его «динамику». Но большое значение в эпических произведениях часто получают и такие подробности бытия персонажей, которые менее изменчивы и представляют собой его «статику». Таковы детали наружности персонажей (их «портреты»), детали бытового уклада их жизни, а также видов природы («пейзажей»), среди которых протекает их жизнь, развертываются их действия и отношения.

      Так, в повестях Гоголя эпизодам, развивающим конфликты в жизни персонажей, обычно предшествуют эпизоды, заключающие в себе описания их портретов и бытового уклада. В романах Л. Толстого, наоборот, портретно-бытовые детали обычно включаются в общий ход повествования и обнаруживают в нем свою изменчивость, определяемую становлением характеров персонажей. В том и другом случае устойчивые, относительно неизменные детали бытия эпических персонажей получают те же содержательные функции, что и подробности «динамические», сюжетные. В них также творчески выеляются и усиливаются определенные стороны познаваемой характерности жизни, выражается их идейно-эмоциональная оценка.

      Создавая предметный  «мир» своего эпического произведения для наиболее совершенного выражения его содержания, писатель может не нарушать при этом внешних соразмерностей изображаемой жизни –не преувеличивать реальных возможностей в масштабах событий, в результатах действий персонажей, в напряженности их переживаний, в пропорциях их портретных и бытовых деталей. Но он может творить и иначе –создавать создавать гиперболические сочетания предметных деталей (сюжетных, психологических, портретно-бытовых). Он может доходить до большой степени гиперболизма изображения или даже выходить в нем за пределы реальных возможностей действительности, создавая образы фантастические. Писатели, создающие произведения с героической, романтической, сатирической направленностью, часто прибегают к фантастике. Это фантастика творческая, фантастика эпической художественной формы в ее предметности. Она создается для придания форме произведения высокой степени эмоциональной экспрессивности, в ней может выражаться идейное содержание, отражающее вполне реальные общественно-исторические характерности жизни при вполне реальном их осмыслении. Таковы русские былины, ранние романы Гюго, «Путешествия Гулливера» Свифта, «Доктор Фауст» Т. Манна и т.п.

Предметная изобразительность –это основной уровень образной формы эпических произведений. Образы персонажей этих произведений представляют собой, прежде всего какое-то сочетание различных деталей предметной изобразительности, воспроизведенных с помощью художественной речи. Такие сочетания можно назвать композицией образов эпического произведения. Даже в одном произведении образы разных персонажей могут отличаться друг от друга  по своей композиции. Еще в большей мере такие различия возникают в образах произведений, выражающих разное идейное содержание.

Также существует композиция рассказывания. Рассказывать можно и о «динамике» жизни эпических персонажей, составляющей сюжет произведения, и о «статических» моментах жизни персонажей –об их портретах, быте, окружающей их природе, -даже об общих свойствах их личностей (это «характеристики» персонажей, часто встречающиеся в эпических произведениях). Значит, рассказывание –это самый общий принцип словесного эпического

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
216 Kb
Скачали:
0