локограмма, где члены группы размещаются на чертеже, представляющем их реальное расположение в помещении — за партами в школе, на рабочих местах в процессе производства и т. д.; взвешенная социограмма и др.
Третьим этапом обработки и анализа информации при проведении социометрических опросов является расчет социометрических индексов,которые представляют собой количество выборов какого-либо определенного вида, пронормированное (для возможности сравнения с аналогичными индексами, полученными в результате экспериментов в других коллективах) на общее количество возможных выборов данного типа [52, с. 443]. Социометрические индексы используются тогда, когда при увеличении численности группы анализ социоматрицы становится практически невозможным. Различают два основных типа социометрических индексов — индивидуальные (персональные) и групповые. Индивидуальные индексы, в свою очередь, подразделяются на объективные (содержащие информацию о количестве выборов, полученных членом коллектива), субъективные (содержащие информацию о количестве выборов, сделанных членом коллектива) и смешанные (сконструированные изданных, характеризующих количество как отданных, так и полученных выборов).
Более предметно характеристика социометрических индексов соответственно их типологии представлена в табл. 38, из которой видно, что социометрические индексы представляют собой наиболее эффективное средство анализа собранной информации, позволяющее использовать для ее разработки количественные методы математической статистики. Однако они оказываются пригодными лишь тогда, когда имеется возможность формулировать важные — в теоретическом или стратегическом смысле — положения о зависимости. Правильное их определение и вычисление еще не являются аргументами, доказывающими их пригодность в исследованиях. Кроме того, при построении и использовании социометрических индексов необходимо учитывать
Характеристика социометрических индексов
Наименование индекса |
Вычисление индекса |
I. Индивидуальные социометрические индексы |
|
Социометрический статус члена группы |
Количество полученных выборов, разделенное на максимально возможное количество выборов |
Психологическая экспансивность члена группы |
Количество отданных выборов, разделенное на максимально возможное количество отданных выборов |
Объем взаимодействия члена группы |
Сумма отданных и полученных членом группы выборов, разделенная на максимально возможное количество отданных и полученных голосов |
Степень взаимности выборов члена группы |
Отношение количества взаимных выборов ко всем выборам, сделанным членом группы |
II. Групповые социометрические индексы |
|
Плотность группы |
Количество всех выборов в группе, разделенное на максимально возможное количество выборов |
Индекс взаимности выборов в группе |
Количество взаимных выборов, разделенное на количество всех сделанных выборов |
Индекс групповой интеграции |
Величина, обратная количеству членов группы, не получивших ни одного выбора, с приплюсованной единицей |
следующие обстоятельства: вычисление и особенно последующее сопоставление индексов требует использования арифметических действий — в первую очередь сложения, вычитания, а также деления и умножения. Из теории шкалирования известно, что для выполнения таких действий необходимо иметь дело хотя бы с интервальными шкалами (а для законности умножения и деления вообще нужны метрические шкалы).
Поэтому для того чтобы вычислить какие-либо социометрические индексы, которые можно было бы затем содержательно интерпретировать, нужно разработать теоретическую концепцию интересующего явления, которое будет измеряться с помощью данного индекса; операционализировать эту концепцию в терминах положительных и отрицательных выборов; построить схему, охватывающую все значимые отношения, которые могут возникнуть в коллективе данного типа; определить вес каждого из этих отношений исходя из концептуальных соображений об их сравнительной значимости; сформулировать содержательные критерии таким образом и в таком количестве, чтобы они адекватно отражали теоретическую схему. Только при выполнении этих действий результаты социометрического опроса можно будет сопоставлять между собой и на их основе делать содержательные научные выводы.
Завершая рассмотрение метода социометрического опроса, необходимо подчеркнуть его огромное практическое значение в исследовании структуры межличностных отношений в малой социальной группе, а также при выявлении в ней ядра, группировок и положения отдельных индивидов. Поэтому этот метод незаменим при решении задач комплектования коллективов, их реорганизации и повышения эффективности управления совместной деятельностью людей.
Обработка результатов:
1. По данным опросных листов заполняется социометрическая матрица (табл. 28) по критерию эмоционального тяготения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.