1) степень опосредствования межличностных отношений предметным содержанием совместной деятельности (структурная составляющая);
2) характер, нравственные особенности целей и ценностей (содержательная составляющая).
Отмеченные две составляющие уровня развития являются двумя проекциями реально взаимосвязанных процессов формирования ценностно-коммуникативной структуры и развития морально-нравственной содержательности групповых норм, целей и ценностей. Любой из феноменов, характерных для высокоразвитых групп (например, коллективистическое самоопределение (КС), ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), действенная групповая эмоциональная идентификация (ДГЭИ), предметно-ценностное единство (ПЦЕ) и др.), проецируется на обе составляющие опосредования. Поэтому для оценки уровня развития достаточно определить степень выраженности лишь одного из подобных феноменов, который в достаточной мере репрезентировал (представлял) бы составляющие группового развития. Анализ теоретических и экспериментальных работ зло данной проблематике позволил сделать вывод о том, что в качестве такого феномена может выступать ЦОЕ. При этом для оценки структурной составляющей опосредования стандарт для сравнения формируется поданным спроса самой группы, а для оценки содержательной — вынесен за ее пределы в более широкий социальлшй контекст. Таким образом, ЦОЕ является ведущим операциональным референтом уровня развития межличностных отношений.
В феноменологическом плане ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) представляет собой сходство мнений, оценок, установок, позиций членов группы относительно объектов важных для совместной деятельности группы. В качестве таких объектов могут выступать цели деятельности, руководитель группы и т.п. Основа указанных проявлений ЦОЕ — динамическая система личностных смыслов, в которых субъективно представлена ценность тех или иных значимых для современной деятельности и ее содержания явлений, событий, объектов.
Для диагностики уровня развития был предложен принцип "решетки противостояния позиций". Согласно этому принципу, на основных этапах эксперимент проводится с выборкой, состоящей из "полярных позиций" различных подструктур группы.
При построении "решетки" обычно используется набор оппозиций по четырем основаниям.
1. Деловое лидерство (лидер — не лидер).
2. "Профессиональное доминирование" ("профессионал" — "непрофессионал").
3. Референтность (референтометрический лидер — не избираемый).
4. Эмоциональное лидерство ("звезда" — "отверженный").
Опрос участников группы состоит из двух этапов.
1. Решаются задачи выявления ведущих критериев для оценки деятельности членов группы, отбираются оппозиции из указанных выше подструктур группы. При этом проводятся процедуры:
а) порождения профессионально важных качеств;
б) групповой оценки личности (ГОЛ);
в) опроса по критериям эмоционального предпочтения, "профессионального доминирования", делового лидерства, референто -метрического предпочтения.
Испытуемые, представляющие "полярные позиции", в дальнейшем выступают в качестве объектов многомерного оценивания по критериям, значимым для совместной деятельности (в общем случае к этим лицам добавляются также лидеры официальных иерархий, функционирующих в группе, например, руководитель группы и профорг).
2. Отобранные участники группы, образующие "решетку противостояния", производят операции многомерного оценивания по конструктам, которым соответствуют качества, значимые для совместной деятельности (по мнению группы).
Обработка результатов опроса состоит их трех этапов.
1. Отбор наиболее часто встречающихся профессионально важных качеств (объединяются синонимы, подсчитывается частота их встречаемости в опросных листах, выбираются 10—15 наиболее частотных, далее все располагаются в алфавитном порядке и для каждого качества находятся антонимы).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.