Обработка результатов социометрического опроса. Диагностика уровня развития межличностных отношений в группе, страница 7

Перед проведением данного исследования необходимо испытуемым поставить проблему, суть которой заключается в необходимости выбора пяти товарищей, с кем бы он желал остаться в случае расформирования группы, и пяти - с кем он мог бы расстаться. Избранных мы занесем в верхнюю колонку, отверженных - в нижнюю. После чего высчитаем средние арифметические (M) для каждого их положительных качеств, (Р) - для отрицательных.

Далее отбирается группа тех качеств, у которых М больше 5 (например: отзывчивость, веселость, аккуратность и т. д. X

Эти высокие оценки могут говорить о важности указанных качеств для отбора. Чтобы проверить это остается вычислить коэффициент (К) "определяющей силы мотивы"

К =   -----------.

Основными мотивами выбора (т.е. причинами, по которым подросток оказывает предпочтение одним и "отвергает" других) следует считать имеющие наиболее высокий коэффициент (в приведенном нами примере ими оказываются "веселый" и "отзывчивый").

Итак, описанные выше методики дают педагогу возможность выявить "социометрическую картину" группы ЛТО и понять, почему одни подростки попадают в разряд "звезд", а другие - в число "изолированных". Однако, на основании одних только этих данных еще нельзя судить о благополучии отношений в коллективе. Наряду с оценкой реального положения каждого подростка в ЛТО необходимо а оценка степени его удовлетворенности этим положением. Именно от нее зависит все поведение подростка: его трудоспособность, психическое состояние, конкретные поступки, неудовлетворенность в общении -главная причина того, что дети-"одиночки", не пользующиеся симпатиями своих товарищей, начинают искать удовлетворения своей потребности в друзьях среди правонарушителей. Тем самым психологическая проблема перерастает в педагогическую: определение соотношения между реальным положением подростка в системе личных взаимоотношений и его "статусными" ожиданиями становится необходимым условием эффективной воспитательной работы с ним. Как изучить это соотношение?

Прежде всего удовлетворенность в общении зависит от степени осознания  подростком своих отношений  со сверстниками. Поскольку критерием осознанности можно считать совпадение реальных выборов подростка его сверстниками с ожидаемыми им самим выборами, для экспериментального исследования уровня осознания может быть использована следующая методика.

"УГАДАЙ ВЫБОР'

Цель: изучение осознания подростками своего положения в коллективе.

Ход выполнения. По сути исследование является продолжением социометрического среза. После того, как будет осуществлен выбор (например,, разложены переводные картинки}, нужно попросить подростка назвать всех тех, кто, как он думает, должен выбрать его С положить картинки ему самому).

Обработка полученных данных. Результаты заносятся в ту же социометрическую матрицу, которая была построена при анализе реальных выборов. Каждая клеточка этой матрицы будет иметь двойное обозначение: реальные выборы будут обозначаться в ней в числителе дроби С или одним цветом), а ожидаемые - в знаменателе (или другим). Так, например, если в приведенной ниже таблице в строке Антоновой в числителе располагаются выборы, которые сделала она сама, а в столбце (ее столбец) - те, которые она реально получила С ее выбрали Буланова, Дятлова и Иглов), то в знаменателе этого же столбца показаны ожидаемые ею выборы С она ожидала, что ее выберут Васильев, Дятлова, Иглов и Климов). Взаимные реальные выборы выделены курсивом.

Количественным показателем степени осознания  подростком своего положения в системе межличностных отношений можно считать величину

R o

Ко = -------------- : где,

R x

Ro - число оправдавшихся ожиданий: rx - общее число ожидаемых им выборов: Rx - коэффициент осознания.

Далее вычерчиваются три концентрические окружности, и все подростки группы распределяются по ним следующим образом во внутреннем круге ставятся номера тех, кто получил число выборов больше ожидаемого (Ко > 1),в среднем - получившие ожидаемое число выборов ( Ко = 1), во внешнем - тех, кто ожидал больше выборов, чем получил (Ко < 1).