Обработка результатов социометрического опроса. Диагностика уровня развития межличностных отношений в группе, страница 9

Цель: выявление основных референтных групп личности. (Референтная группа - общность людей (иногда идеальная), в которой человек формирует свои взгляды, воззрения, идеалы, убеждения, с мнением которой он считается, чьей оценкой дорожит.)

Ход выполнения. Подросткам предлагается 10 вопросов-ситуаций (1-A) и список людей, окружающих их (1-Б).

Подросткам нужно осуществить выбор по каждому вопросу-ситуации не менее двух человек: при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо.

После осуществленного подростками выбора у них забирают список I-Б и просят по пятибалльной шкале (5,4,3,2,1) оценить каждое их выбранных лиц.

1 - A

1. С кем вы поедете на экскурсию в другой город?

2. С вами случилась неприятность. Кому вы об этом расскажете?

3.  Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете?

4. Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени?

5. Кто может указать вам на ваши недостатки, кого вы больше послушаете?

6. Вы встретили человека, который вам понравился. Кто может вам помочь правильно оценить его?

7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем вы посоветуетесь об этом?

8. Кто может быть для вас примером в жизни?

9. Кому бы вы хотели бы понравится больше всего?

10. С кем вы больше всего откровенны?

1 - Б

1. Родители (отец, мать).

2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тётя).

3. Брат, сестра.

4. Взрослые знакомые.

5. Знакомые родителей.

6. Друзья.

7. Лучший друг (подруга).

8. Компания, приятели.

9. Знакомая девушка, знакомый юноша.

10. Товарищ по учёбе, работе.

11. Товарищ по кружку, секции, студии и т. д.

12. Историческая личность.

13. Известный всем человек.

14. Человек, о котором вы знаете от других.

Обработка полученных данных: Все лица, упомянутые данным подростком, записываются в отдельный список без повторений, затем ''оценки'' лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения два – три лица, имеющие наибольшие количество баллов, выносятся на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу данного подростка.

N в

С = ------------½ N (N - 1)

С – эмоциональная сплочённость группы,

N в – кол-во данных выборов в группе,

N – кол-во участников группы,

N (N - 1) – общее возможное число взаимных выборов в группе.

(N в+) – (N в-)

С = ----------------------;

½ N (N - 1)

Овладев методикой социометрии исследователь без ошибки сможет выяснить:

1) Почему один человек к пользуется симпатиями большинства членов группы, а другой является изгоем?

2) Чем объяснить тот факт, что одну микрогруппу, эффективно выполняющее трудовые задания, раздирают противоречия и конфликты, тогда как другая ("слабая"  по участию в трудовой деятельности), вызывает восхищение своей дружбой и согласием в неформальных отношениях?

3) В чем причина отдаления некоторых субъектов от основной группы? Как их вернуть в коллектив?

Это лишь небольшая часть вопросов, возникающих перед педагогами, руководителями учреждений, психологами , требующих знания социометрического метода исследования.

Суть метода "выбор действием'' заключается в следующем. Педагог заранее готовит поздравительные открытки и большие конверты. На конвертах написаны Фамилии членов неформальной группы. Педагог раздает всем по три открытки и предлагает сыграть в игру. Он подходит к каждому в отдельности и говорит: "Скоро праздник. Бот тебе три открытки, положи их в конверты тем товарищам, кого тебе хочется поздравить с наступающим праздником. На открытке напиши свое имя." А потом надо подсчитать, кто сколько получил открыток. Открытки можно заменить условными подарками С спичками, листочками деревьев и т.д.X Само условие игры можно изменять в зависимости от желаний педагога и ребят.