Обработка результатов социометрического опроса. Диагностика уровня развития межличностных отношений в группе, страница 10

Полученные данные необходимо занести в социоматрицу Сем.Приложение 1). Она напоминает турнирную таблицу. По вертикали записываются под номерами фамилии всех членов изучаемой группы, по горизонтали - только их номера. На соответствующих пересечениях ставим "+" - выбор или "+" - взаимный выбор; или цифры 1,2,3,--которые обозначают кто кого выбрал в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь. После того, как зафиксированы все выборы, приступаем к их суммированию. Подсчитываем по вертикали количество выборов и взаимных выборов, полученных учеником.

Тот, кто набрал наибольшее количество баллов (выборов), является неформальным лидером группы, а кто не получил ни единого предпочтения, но максимум минусов, попадает в число отверженных. Фиксация взаимных выборов позволяет определить контактные микрогруппы. С этой целью можно составить матрицу контактных микрогрупп С см. Приложение 2).

Чтобы яснее представить положение каждого члена группы в коллективе, составляется так называемая карта групповой дифференциации (или социограмма). Она имеет вид щита, состоящего из четырех окружностей (см.Приложение 33. Каждый круг определяет положение индивида в группе. В первом круге располагается индивид, получивший максимум выборов (их может быть даже два и более). Во втором круге помещаются индивиды, получившие значительное количество выборов, в третьем - те, которые получили малое число предпочтений (1,2). В четвертом - те, кто не получил предпочтений или получившие отрицательные выборы. Подростки, оказавшиеся в первом и втором кругах, занимают благоприятное положение в неформальной группе. Третий круг - менее благоприятное. В четвертом круге находятся "отверженные". На социограмме выборы обозначаются штриховой линией и стрелочкой, показывающей кто кого выбрал. Взаимные выборы обозначаются сплошной линией. Выбор называется устойчивым, если подросток продемонстрировал его по нескольким критериальным вопросам, заданным в определенном интервале времени. Члены первого и второго круга, взаимно избравшие друг друга, называются референтной группой. Они, независимо от того, входит ли в их состав лидер, оказывают значительное влияние на группу и являются ее признанными авторитетами.

Педагогу далее необходимо выяснить следующее:

1.  Что обеспечивает тому или иному индивиду определенное место в структуре межличностных отношений в группе?

2.  Влияет ли положение отдельных ребят на коллектив в целом?

3.  Чем объясняется положение отверженных?

4.  Чем вызвано наличие обособленных группировок и какова их роль в неформальной группе?

5.  Насколько сплоченной является группа? Каковы ее ценностные ориентации?

Педагог должен уметь определить ценностные ориентации группы, в частности, в сфере досуга, и использовать полученные данные для формирования и коррекции коллектива и проведения воспитательной работы в нем. Предлагаемая методика опроса касается изучения ЩО (единство ценностных ориентации) в сфере досуга, но она применима и для исследования ЩО в других областях деятельности.

ЗАЛАЧИ

1. Провести опрос подростков с целью выявления уровня ЩО трудового объединения. Обработать данные опроса,, высчитать коэффициент ЩО, провести содержательный анализ материала для выработки тактики воспитательного воздействия на членов коллектива.

2.  Разработать (совместно с руководителями подразделений школ, работниками детской комнаты милиции, руководителями спортивных секций и т. д.) план психолого-педагогических мероприятий, организации свободного времени группы с учетом выявленного показателя ЩО.

Опрос должен проводиться ненавязчиво в неформальных беседах в два этапа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Педагог раздает подросткам небольшие листочки бумаги и объясняет задание: "Ребята, напишите 10 любых ценностей из области досуга (например, театр, экскурсии, чтение книги т. д. У Затем, собрав эти листочки, составляет список 15-ти наиболее часто встречащихся в них ценностей (в алфавитном порядке).

ВТОРОЙ ЭТАП. Проводится через несколько дней. Педагог предъявляет список с 15-тью названными ценностями подросткам и просит каждого выбрать 5 ценностей наиболее важных для него лично.