Обработка результатов социометрического опроса. Диагностика уровня развития межличностных отношений в группе, страница 8

Очевидно, что неадекватная (не соответствующая действительности) оценка подростком своих отношений со сверстниками является одной из главных причин его неудовлетворенности этими отношениями независимо от того, переоценивает он себя или недооценивает.

Наряду с ней, еще более важным Фактором, определяющим степень удовлетворенности общением, служит показатель взаимности выборов. Иначе говоря, для подростка важно не только то, сколько из его товарищей питают к нему симпатию Ст.е, количество полученных им выборов), но и то, какие именно ребята отдали ему свое предпочтение: те, с которыми приятно ему самому (т.е. те, кого он сам выбрал), или же те, к которым он сам относится достаточно равнодушно (которых он не выбирал).

NN

пп

Кто выбирает

Кого выбирают

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

Антонова

Буланова

Васильева

Дятлова

Иглов

Климов

1/

/1

1/2

3/3

/4

1/

2/

2/

3/

3/

Кол-во полученных выборов

3

Кол-во взаимных выборов

3

Кол-во ожидаемых выборов

4

Кол-во оправдавшихся выборов

2

Для индивидуальной оценки взаимности выборов можно обратиться к описанной выше процедуре социометрического исследования, где в приведенной матрице взаимные выборы специально отмечены С выделены курсивом). Проведя социометрический срез несколько раз и анализируя выявленную при этом взаимность предпочтений, педагог может оценить степень удовлетворенности каждого подростка общением с помощью коэффициента

n в

                кул = -----------    100%, где

n

Куд - коэффициент удовлетворенности подростков общением;

п  - количество подростков, которых индивид выбрал за весь риод экспериментальных исследований; пв - число подростков, с которыми у него были взаимные выборы.

Коэффициент удовлетворенности отражает эмоциональное благополучие подростка в коллективе: чем он выше, тем увереннее чувствует себя ребенок, тем меньше у него оснований искать себе друзей за пределами ЛТО. Вместе с тем даже этот показатель нельзя считать абсолютным критерием "благополучия" подростка в системе межличностных отношений. Чем же, например, объяснить тот факт, что некоторые ребята, имеющие достаточно высокий социометрический статус и даже высокий коэффициент удовлетворенности общением, остаются в определенном смысле одинокими, а иногда и попадают в число правонарушителей?

Для того, чтобы выяснить причину таких явлений, необходимо проникнуть в систему ценностей ребенка, определить его ценностные установки и степень их реализации в тех отношениях, которые связывают этого подростка со сверстниками в группе и вне ее. иначе говоря, нужно проверить насколько личные ценности каждого подростка совпадают с ценностями той группы, которая определяет его социометрический статус. Для этого следует выявить круг лиц, значимых для ребенка в отношении оценки качеств его личности, способов его поведения, т.е. так называемую референтную группу. Обычный социометрический тест не позволяет сделать этого. Как показали исследования, группы, выделяемые с помощью социометрии, и референтные группы могут не совпадать.

РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ