Очевидно, что неадекватная (не соответствующая действительности) оценка подростком своих отношений со сверстниками является одной из главных причин его неудовлетворенности этими отношениями независимо от того, переоценивает он себя или недооценивает.
Наряду с ней, еще более важным Фактором, определяющим степень удовлетворенности общением, служит показатель взаимности выборов. Иначе говоря, для подростка важно не только то, сколько из его товарищей питают к нему симпатию Ст.е, количество полученных им выборов), но и то, какие именно ребята отдали ему свое предпочтение: те, с которыми приятно ему самому (т.е. те, кого он сам выбрал), или же те, к которым он сам относится достаточно равнодушно (которых он не выбирал).
NN пп |
Кто выбирает |
Кого выбирают |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||
1 2 3 4 5 6 |
Антонова Буланова Васильева Дятлова Иглов Климов |
1/ /1 1/2 3/3 /4 |
1/ |
2/ |
2/ |
3/ |
3/ |
||||||||
Кол-во полученных выборов |
3 |
… |
… |
||||||||||||
Кол-во взаимных выборов |
3 |
… |
… |
||||||||||||
Кол-во ожидаемых выборов |
4 |
… |
… |
||||||||||||
Кол-во оправдавшихся выборов |
2 |
… |
… |
||||||||||||
Для индивидуальной оценки взаимности выборов можно обратиться к описанной выше процедуре социометрического исследования, где в приведенной матрице взаимные выборы специально отмечены С выделены курсивом). Проведя социометрический срез несколько раз и анализируя выявленную при этом взаимность предпочтений, педагог может оценить степень удовлетворенности каждого подростка общением с помощью коэффициента
n в
кул = ----------- 100%, где
n
Куд - коэффициент удовлетворенности подростков общением;
п - количество подростков, которых индивид выбрал за весь риод экспериментальных исследований; пв - число подростков, с которыми у него были взаимные выборы.
Коэффициент удовлетворенности отражает эмоциональное благополучие подростка в коллективе: чем он выше, тем увереннее чувствует себя ребенок, тем меньше у него оснований искать себе друзей за пределами ЛТО. Вместе с тем даже этот показатель нельзя считать абсолютным критерием "благополучия" подростка в системе межличностных отношений. Чем же, например, объяснить тот факт, что некоторые ребята, имеющие достаточно высокий социометрический статус и даже высокий коэффициент удовлетворенности общением, остаются в определенном смысле одинокими, а иногда и попадают в число правонарушителей?
Для того, чтобы выяснить причину таких явлений, необходимо проникнуть в систему ценностей ребенка, определить его ценностные установки и степень их реализации в тех отношениях, которые связывают этого подростка со сверстниками в группе и вне ее. иначе говоря, нужно проверить насколько личные ценности каждого подростка совпадают с ценностями той группы, которая определяет его социометрический статус. Для этого следует выявить круг лиц, значимых для ребенка в отношении оценки качеств его личности, способов его поведения, т.е. так называемую референтную группу. Обычный социометрический тест не позволяет сделать этого. Как показали исследования, группы, выделяемые с помощью социометрии, и референтные группы могут не совпадать.
РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.