МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психологии
РАССТРОЙСТВА СОЗНАНИЯ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
Курсовая работа студентки ___ курса гр._______ Ф И О
Научный руководитель: ст. преподаватель
кафедры психологии ________________
Севастополь, 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………3
Глава- 1. Нарушение психических функций человека при расстройствах сознания
1.1. Сущность и психофизиологические основы сознания человека…....5
1.2. Виды временного расстройства сознания……………………………10
1.3. Нарушения когнитивных аспектов сознания…………………………15
Глава – 2. Расстройства сознания как проблема деструкции личности
2.1. Особенности личностных нарушений у больных с расстройством сознания…………………………………………………………………………..26
2.2. Значимость знания расстройств сознания для психолога………….. 36
Заключение…………………………………………………………………39
Список литературы………………………………………………………..41
В В Е Д Е Н И Е
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание, которое определяется психологами как интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в деятельности и общении с другими людьми.
В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек познает мир. Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека, определяет его отношение к миру, к себе, к другим людям, к способам и средствам деятельности. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. При некоторых заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством в сфере чувств и отношений, а это значит, что расстройства сознания деформируют личность.
Расстройства сознания приводят к отклонениям в развитии человека, затрудняют его адаптацию в социуме, искажают процесс социализации, деформирует «Я»-образ и нарушают определенность, направленность «Я»-концепции. В состоянии аффекта больные с расстройством сознания могут совершать опасные поступки.
Вместе с тем расстройства (нарушения) сознания относятся к наименее разработанным вопросам. Несмотря на то, что эта проблема исследуется довольно давно в психиатрии, в психологии остается много нерешенных вопросов в плане разработки и реализации психопрофилактических и психокоррекционных программ для детей, подростков, взрослых, имеющих различные формы заболевания. Более того, зачастую психологи испытывают серьезные затруднения в распознавании различных форм и стадий нарушения сознания и в правильной интерпретации результатов исследования нарушений сознания.
В этой связи рассматриваемая нами в настоящей работе тема является актуальной. Последнее обусловлено увеличением числа людей с диагнозом «расстройство сознания» и гуманистическими тенденциями в развитии нашего общества, детерминирующими потребность и необходимость оказания больным своевременной и квалифицированной помощи.
Объектом нашего исследования является сознание человека.
Предмет исследования – расстройства сознания личности.
Целью нашего исследования является определение характеристик основных нарушений сознания человека.
Задачи исследования:
1. Определить феноменологию сознания;
2. Охарактеризовать нарушения когнитивных аспектов сознания;
3. Установить особенности личностных нарушений у больных с расстройством сознания;
4. Определить основные направления работы психолога с детьми, имеющими расстройства сознания.
Методологический базис нашего исследования составили: основы психопатологи Б.В. Зейгарник; концептуальные положения Л.С. Выготского о сознании как отображении действительности в виде знаний, закрепленных в языке, во всех его смыслах; А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского как высшей, интегрирующей формы психики.
Глава- 1. Нарушение психических функций человека
при расстройствах сознания
1.1. Сущность и психофизиологические основы сознания человека
На все то, что человек воспринимает из окружающей среды, он немедленно или со временем отвечает различными действиями. Если они продуманные, произвольные, показывают понимание человеком происшедшего и определенное отношение к тому, что произошло, это означает, что человек проявляет сознательное отношение к действительности, то есть его действиями управляет сознание.
Физиологи (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев) под сознанием понимают результат деятельности целостного мозга, тесного взаимодействия коры и подкорковых центров.
В философии оно имеет более широкое значение, употребляясь в плане
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.