Министерство образования и науки Украины
Севастопольский городской гуманитарный университет
Кафедра психологии
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Квалификационная курсовая работа
слушателя группы ПМ-6
специальности психология
Севастополь
2004
Содержание
Введение.............................................................................. … . . . . . 3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИИ
У ПЕДАГОГОВ............................................................................... …..6
1.1. Сущность феномена эмоционального выгорания......................... 6
1.2. Стадии формирования синдрома эмоционального выгорания... 9
1.3. Факторы, способствующие развитию СЭВ................................. 14
Глава 2. Программа психологической профилактики эмоционального выгорания у педагогов................................................................................... 21
2.1. Теоретические аспекты разработки программы......................... 21
2.2. Содержание программы............................................................... 30
2.3. Результаты апробации программы............................................. 36
Список литературы.............................................................................. 42
В 70-х гг. XX столетия американская, а позднее и вся мировая общественность взволнованно обсуждала очередную напасть, которая грозит специалистам ряда профессий, деятельность которых тесно связана с общением в системе «человек – человек». Этой «напастью» явился описанный в 1974г. американским психологом Х.Фрейденбергом «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ), или «синдром профессионального выгорания».
Чем же вызвано такое внимание к этому явлению? Что является составляющими данного синдрома? Чем он опасен для общества?
Мнения отечественных и зарубежных ученых, которые занимались этой проблемой, совпадали в том, что «выгоранию» подвергаются те специалисты, профессиональная деятельность которых связана с большими нервно-психическими нагрузками, с постоянным или частым общением с клиентами, находящимися в негативном эмоциональном состоянии, с необходимостью работать в режиме «внешнего и внутреннего контроля» и т. д. Постепенно у человека, раннее любившего свою работу, меняется отношение к ней. Работа становится все тяжелее и тяжелее, страдает и ее качество, человек не успевает выполнить прежний объем работы в отведенное время, и ему приходится ее заканчивать дома. Постоянное чувство беспокойства, боязнь сделать что-то не так, чувство разочарования, а также легко возникающее чувство гнева, все это может привести к подозрительности и к другим проблемам со здоровьем. В конце – концов, человек может впасть в депрессию, или пристрастится к алкоголю, наркотикам и т.д.
Проведенные в различных странах исследования показывают, что особой группой риска являются учителя. Их профессиональная деятельность связана с тем, что общение с учащимися необходимо подкреплять эмоциями, им приходится ставить и решать различные задачи, внимательно воспринимать то, что им говорят дети, запоминать и быстро интерпретировать визуальную, письменную информацию, быстро ее взвешивать и принимать решение.
В течение рабочего дня самоконтроль и самоотдача настолько значительны, что часто к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются.
В.В. Бойко приводит данные исследований 7300 учителей общеобразовательных школ: 56,8% опрошенных подчеркивают, что они испытывают моральные и интеллектуальные перегрузки, 24% считают интеллектуальные перегрузки умеренными, но постоянными. Практически все педагоги указывают на то, что их работа связана с психоэмоциональными перегрузками, причем 32% отмечают их постоянный характер, а 18,4% педагогов усматривают в ней значительные физические нагрузки. В результате чего риск патологии сердечно сосудистых заболеваний отмечен в 29,4% случаев, заболевания сосудов головного мозга у 37,2% педагогов, 57,8% имеют нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта. Невротические расстройства выявились в 60-70% случаев [4].
Данная картина здоровья учителей связана также с социальными, экономическими и жилищно-бытовыми факторами.
Одной из важных задач школьной психологической службы является сохранение психического здоровья учащихся и педагогов, консультативная и просветительская деятельность с целью профилактики негативных эмоциональных состояний.
Объект исследования – синдром эмоционального (профессионального) выгорания.
Предмет исследования – психологическая профилактика эмоционального (профессионального) выгорания.
Цель исследования – разработка методов психологической профилактики синдрома профессионального выгорания среди педагогов общеобразовательных школ.
Гипотеза: система специальных тренингов (личностного роста, антистрессовая программа, коммуникативной этики) снижает риск развития синдрома профессионального выгорания и смягчает его симптомы.
В работе последовательно решались следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы профессиональных деформаций.
2. Изучить факторы риска формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
3. Разработать и апробировать психопрофилактическую программу по предупреждению синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников.
Исследование степени сформированности синдрома профессионального выгорания среди педагогов общеобразовательных школ г. Севастополя было проведено в октябре-ноябре 2003 года.
Понятие «эмоциональное выгорание» (профессиональное выгорание) появилось в психологии около 30-ти лет тому назад. Ранее, в 1840–1883 гг., американский психиатр Джордж Бирд описал невроз в работе «Неврастения или нервное истощение». В сущности, Бирд описал синдром выгорания [7].
Автор идеи Х.Фрейденберг говорит, что профессиональное выгорание является истощением энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей. Это состояние, как он утверждает, сопровождается циничной установкой:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.