Число исследований в области психологической готовности к школьному обучению растет год от года. Это обусловлено сменой образовательных концепций, изменением содержания обучения, появлением новых образовательных учреждений, внедрением в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, реализацией дифференцированного подхода в обучении и др. Тем не менее, рассматриваемая проблема считается недостаточно изученной. По мнению ученых Н.И. Гуткиной [10] и М.Н. Костиковой [13], слабо разработан прикладной аспект рассматриваемой нами проблемы. В последние годы речь больше идет об эмоциональной, физической, волевой, личностной и других формах готовности ребенка к школе. «Интеллектуальная готовность, - пишет М.Н. Костикова, - как наиболее разработанная на период 90-х годов ХХ столетия, сегодня как бы отошла на второй план как само собой разумеющяяся» [13; 96]. Вместе с тем имеющиеся научные данные нуждаются в доработке, обновлении, пополнении, систематизации, критическом осмыслении в связи с меняющейся парадигмой образования, обусловленной вхождением Украины в общеевропейское образовательное пространство.
Противоречия между потребностями психолого-педагогической науки и практики, в вопросах касающихся психологической готовности дошкольников к школьному обучению, а также недостаточное количество доступных для педагогов-практиков научно-методических разработок обусловило актуальность темы нашей курсовой работы.
Объект исследования: психологическая готовность к обучению в школе.
Предмет исследования: интеллектуальная готовность к школьному обучению детей шестилетнего возраста.
Цель исследования: определение уровня интеллектуальной готовности шестилетних детей к школьному обучению.
Гипотеза исследования: интеллектуальная готовность ребенка к школе зависит от уровня его познавательной активности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психологической готовности детей к школе.
2. Подобрать комплекс методик для определения психологической готовности к школе.
3. Осуществить экспериментальное изучение интеллектуальной готовности старших дошкольников к школе.
4. Разработать рекомендации педагогам и родителям по обеспечению психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.
Методологической базой нашего исследования являются возрастной (Л.С. Выготский [7]), мотивационный (Л.И. Божович [3], Х. Хекхаузен [27]) и генетический (Н.И. Гуткина [10]) подходы к рассмотрению феномена готовности к школьному обучению.
В настоящей работе нами были использованы такие методы исследования, как анализ научной литературы, тестирование, беседы с родителями и педагогами, эксперимент.
Эксперимент проводился на базе дошкольного учреждения № 54. В нем принимали участие 16 детей старшего дошкольного возраста (6 лет).
Глава – 1. Теоретические основы психологической готовности
к школьному обучению
1.1. Основные подходы к исследованию готовности ребенка
к школьному обучению
В современной психологической теории, рассматривающей проблемы психологической готовности ребенка к школе сложились, как указывает Н.И. Гуткина [10; 5], три основных подхода: мотивационный, возрастной и генетический.
Возрастной подход предполагает понимание возраста как особого сочетания внутренних и внешних факторов развития, определяющих закономерности психического развития в конкретный возрастной период. Такое понимание возраста заложено в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского [7]. С позиций возрастного подхода, психологическая готовность ребенка к школе во многом зависит от степени зрелости необходимых для учебной деятельности функций. Эта зрелость наступает в определенном возрасте, поэтому обучение ребенка в школе не рекомендуется начинать ранее определенного возраста. Сторонники возрастного подхода также ставят акценты на так называемых сенситивных периодах развития психики ребенка, когда, например, усвоение знаний ребенком будет наиболее успешным.
Понятие возраста, предложенное Л.С. Выготским [7], основывается на следующих представлениях:
- о социальной ситуации развития;
- о кризисных и литических возрастах ребенка;
- о психологических новообразованиях, возникающих к концу каждого возрастного периода и определяющих психическое развитие ребенка.
Под социальной ситуацией развития Л.С. Выготский [7] и Л.И. Божович [3] понимали особое состояние внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.
Л.С. Выготский [7] отмечал, что одно и то же воздействие среды может
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.