Психологическая профилактика синдрома эмоционального выгорания учителей общеобразовательных школ

Страницы работы

43 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский городской гуманитарный университет

Кафедра психологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ  УЧИТЕЛЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Квалификационная курсовая работа

                         слушателя группы ПМ-6

                                     специальности психология

                                         

                                            Научный руководитель

                                            кандидат психологических наук, 

                                            доцент

                                

Севастополь

2004


Содержание

Введение.............................................................................. …   . . . .   . 3

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИИ

У ПЕДАГОГОВ............................................................................... …..6

1.1. Сущность феномена эмоционального выгорания......................... 6

1.2.  Стадии формирования синдрома эмоционального выгорания... 9

1.3. Факторы, способствующие развитию СЭВ................................. 14

Глава  2. Программа психологической профилактики эмоционального выгорания у педагогов................................................................................... 21

2.1. Теоретические аспекты разработки программы......................... 21

2.2. Содержание программы............................................................... 30

2.3. Результаты апробации  программы............................................. 36

Список литературы.............................................................................. 42


Введение

В 70-х гг. XX столетия американская, а позднее и вся мировая общественность взволнованно обсуждала очередную напасть, которая грозит специалистам ряда профессий, деятельность которых тесно связана с общением в системе «человек – человек». Этой «напастью» явился описанный в 1974г. американским психологом Х.Фрейденбергом «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ), или «синдром профессионального выгорания».

Чем же вызвано такое внимание к этому явлению? Что является составляющими данного синдрома? Чем он опасен для общества?

Мнения отечественных и зарубежных ученых, которые занимались этой проблемой, совпадали в том, что «выгоранию» подвергаются те специалисты, профессиональная деятельность которых связана с большими нервно-психическими нагрузками, с постоянным или частым общением с клиентами,  находящимися в негативном эмоциональном состоянии, с необходимостью работать в режиме «внешнего и внутреннего контроля» и т. д. Постепенно у человека, раннее любившего свою работу, меняется отношение к ней. Работа становится все тяжелее и тяжелее, страдает и ее качество, человек не успевает выполнить прежний объем работы в отведенное время, и ему приходится ее заканчивать дома. Постоянное чувство беспокойства, боязнь сделать что-то не так, чувство разочарования, а также легко возникающее чувство гнева, все это может привести к подозрительности и к другим проблемам со здоровьем. В конце – концов, человек может впасть в депрессию, или пристрастится к алкоголю,  наркотикам и т.д.

 Проведенные в различных странах исследования показывают, что особой группой риска являются учителя. Их профессиональная деятельность связана с тем, что общение с учащимися необходимо подкреплять эмоциями, им приходится ставить и решать различные задачи, внимательно воспринимать то, что им говорят дети, запоминать и быстро интерпретировать визуальную,  письменную информацию, быстро ее взвешивать и принимать решение.

В течение рабочего дня самоконтроль и самоотдача настолько значительны, что часто к следующему рабочему дню психические  ресурсы практически не восстанавливаются.

В.В. Бойко приводит данные исследований 7300 учителей общеобразовательных школ: 56,8% опрошенных подчеркивают, что они испытывают моральные и интеллектуальные перегрузки, 24% считают интеллектуальные перегрузки умеренными, но постоянными. Практически все педагоги указывают на то, что их работа связана с психоэмоциональными перегрузками, причем 32% отмечают их постоянный характер, а 18,4% педагогов усматривают в ней значительные физические нагрузки. В результате чего риск патологии сердечно сосудистых заболеваний отмечен в 29,4% случаев, заболевания сосудов головного мозга у 37,2% педагогов, 57,8% имеют нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта. Невротические расстройства выявились в 60-70% случаев [4].

Данная картина здоровья учителей связана также с социальными, экономическими и жилищно-бытовыми факторами.

Одной из важных задач школьной психологической службы является сохранение психического здоровья учащихся и педагогов, консультативная и просветительская деятельность с целью профилактики негативных эмоциональных состояний.

Объект исследования – синдром эмоционального (профессионального) выгорания.

Предмет исследования – психологическая профилактика эмоционального (профессионального) выгорания.

Цель исследования – разработка методов психологической профилактики синдрома профессионального выгорания среди педагогов общеобразовательных школ.

Гипотеза: система специальных  тренингов   (личностного роста,  антистрессовая программа, коммуникативной этики) снижает риск развития синдрома профессионального выгорания и смягчает  его симптомы.

В  работе последовательно решались следующие задачи:

1.  Осуществить теоретический анализ  проблемы  профессиональных деформаций.

2.  Изучить факторы риска формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

3.  Разработать и апробировать психопрофилактическую программу  по предупреждению  синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников.

Исследование степени сформированности синдрома профессионального выгорания среди педагогов общеобразовательных школ г. Севастополя было проведено  в октябре-ноябре 2003 года.


ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ

У ПЕДАГОГОВ

1.1. Сущность феномена эмоционального выгорания

Понятие  «эмоциональное выгорание» (профессиональное выгорание) появилось в психологии около 30-ти лет тому назад. Ранее, в 1840–1883 гг., американский психиатр Джордж Бирд описал невроз в работе «Неврастения или нервное истощение». В сущности,  Бирд описал синдром выгорания [7].

Автор идеи Х.Фрейденберг говорит, что профессиональное выгорание является истощением энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей. Это состояние, как он утверждает, сопровождается циничной установкой:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
234 Kb
Скачали:
0