Министерство образования и науки Украины
Севастопольский городской гуманитарный университет
Кафедра психологии
Влияние эмоциональной тревожности ребенка младшего школьного возраста на его статусное положение в группе
Курсовая работа по психологии Студентки 5 курса психолого-педа- гогического факультета, гр. ПМ-5з
Научный руководитель: старший преподаватель
Севастополь, 2005 г.
ВВЕДНИЕ……………………………………………………….………….3
ГЛАВА -1. Теоретические основы влияния эмоционального
состояния тревожности ребенка на его статус в учебной группе
1.1. Сущность тревожности как эмоционального состояния…………..6
1.2. Причины возникновения и особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста……………………………………….…9
возраста…………………………………..…………………………………... ..15
возраста………………………………………...………………………..19
ГЛАВА – II. Экспериментальное исследование влияния эмоциональной тревожности ребенка на его статус в ученическом коллективе
2.1. Исследование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста…………………………………………………… ..23
Выводы и рекомендации……………………………………………….54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….57
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..58
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….61
Полноценное гармоничное развитие личности ребенка – будущего гражданина Украины - является одной из важнейших задач современной общеобразовательной школы. Эмоциональное состояние ребенка, его самооценка, социальный статус в ученическом коллективе рассматриваются учеными Л.С. Выготским [4], А.И. Захаровым [8], В.А. Кожевниковой [10], как важнейшие психологические факторы, от которых зависят успешность его адаптации в социальной среде, отношения: к себе, к учебной деятельности, к социуму и которые влияют на содержание социализации его личности
С точки зрения А.М. Руденского, социальный статус во многом определяет «сферу личностного развития индивида», его социальные роли, «Я-образ» и «Я-концепцию» [25, С. 59]. Лидеры и предпочитаемые, по мнению В.С. Аванесова, не только чувствуют себя принятыми, одобряемыми и более защищенными в социальной среде, но и обладают мощным мотивационным потенциалом в достижении результатов во всех значимых сферах жизнедеятельности. Аутсайдеры, наоборот, чувствуют себя неуверенно. Мотивация к просоциальной самореализации у них невысока [27, С. 101].
Изучая аффективные состояния детей, психологи (П.М. Якобсон [30], А.И. Захаров [8] и др.) пришли к выводу об их комплексном влиянии на когнитивную и поведенческую сферу, на характер взаимоотношений с окружающими их людьми. Именно эмоциональная сфера ребенка в первые годы обучения в школе в наибольшей степени подвержена интенсивным нагрузкам. Не случайно достаточно широко в педагогической среде известен феномен школьной тревожности, которая деструктивно влияет на развитие ребенка. В этой связи, рассматриваемая нами тема исследования - влияние эмоциональной тревожности ребенка младшего школьного возраста на его статус в учебной группе - приобретает особую злободневность.
Актуальность темы нашего научного исследования вытекает из противоречия между потребностью начальной школы в гармонично развитых, активных и социально адаптированных учащихся с одной стороны и ростом числа детей, имеющих высокий уровень эмоциональной тревожности, затрудняющей социализацию личности – с другой. Последнее обусловливает необходимость изучения влияния негативных эмоций, в том числе тревожности, на положение ребенка в статусной иерархии межличностных отношений ученического коллектива. Анализ научной литературы свидетельствует о недостаточной разработанности рассматриваемой нами темы.
Объект исследования: социальный статус учащихся младших классов в ученическом коллективе класса.
Предмет исследования: зависимость социального статуса ребенка младшего школьного возраста в коллективе класса от уровня личностной тревожности.
Цель: определить степень влияния эмоциональной тревожности ребенка младшего школьного возраста на его статусное положение в ученическом коллективе.
Гипотеза: мы предполагаем, что учащиеся начальных классов с высоким уровнем тревожности имеют низкий социальный статус в коллективе класса.
Задачи исследования:
1) Определить феноменологию тревожности и особенности ее проявления у детей младшего школьного возраста;
2) Установить основные причины проявления повышенной тревожности у учащихся начальной школы;
3) Исследовать статусную иерархию учащихся младших классов в структуре межличностных отношений ученического коллектива;
4) Установить зависимость между уровнем тревожности ребенка
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.