МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Севастопольский городской гуманитарный университет
Психолого-педагогический факультет
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности эмоциональной сферы первоклассников с задержкой
психического развития
Выполнила: студентка гр. ПМ- 52 з
Научный руководитель: препода - ватель кафедры психологии
Севастополь, 20005 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….3
Глава -1. Теоретические основы проблемы эмоционального развития детей с ЗПР
1.1.Проблема психического развития детей младшего школьного возраста в научных исследованиях………………………………………………….…..6
1.2. Своеобразие психического развития детей с ЗПР…………………14
1.3. Особенности эмоциональной сферы первоклассников с ЗПР…..…25
Глава -2. Психологическое сопровождение учащихся первых классов с ЗПР
2.1. Характеристика методов исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР……………………………….. ………..29
2.2. Факторы, влияющие на состояние эмоциональной сферы первоклассников с ЗПР…………………………………………………………………….36
Заключение………………………………………………………………48
Литература ………………………………………………………………50
В В Е Д Е Н И Е
В последние годы становится довольно острой проблема образования детей с задержкой психического развития. Такие дети отстают в учебе, болезненно реагируют на предъявляемые к ним требования учителей, затрудняют проведение учебных занятий, так как требуют индивидуального подхода и большего внимания со стороны педагога. Многие педагоги не любят таких детей, не скрывают своей досады к ним и родители. Вместе с тем это нормальные дети, которые при успешной социализации могут достаточно продуктивно трудиться и достигать успехов.
На наш взгляд педагоги мало задумываются о том, что же в конечном итоге происходит с такими ребятами. Не имея больших успехов в учебе, неся на себе клеймо ЗПР, получая бесконечные замечания за свое поведение и отношение к учебе в школе и дома, они, вслед за учителями, считают себя совершенно никчемными, абсолютно неисправимыми, постепенно свыкаясь с этой мыслью. В результате складываются условия для трансформации в психопатическую личность с деликвентным или девиантным поведением.
Правильное и своевременное распознавание причин и затруднений ученика в процессе обучения, вызванных задержкой его психического развития, позволяет психологу наметить вместе с педагогами эффективные меры индивидуального педагогического подхода к такому ученику в школе и семье и психокоррекционную программу для него. На этой основе может быть достигнута коррекция состояния ученика и преодолена его неуспеваемость в школе, повышен социальный статус. Каждому, кто воспитывает и обучает детей, всегда нужно помнить слова великого русского ученого И.П. Павлова: «… ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия» [32; 188].
Актуальность рассматриваемой нами темы заключается в том, что психологи и педагоги школ испытывают существенный дефицит в методических рекомендациях и практических разработках, содержащих в себе четкий диагностический инструментарий и методик по психологической коррекции и раннему выявлению детей с задержкой психического развития.
Объект исследования: особенности эмоциональной сферы учащихся первых классов с задержкой психического развития
Предмет исследования: развитие эмоциональной сферы первоклассников с ЗПР
Цель исследования: выявление проблем эмоционального развития учащихся первых классов с ЗПР.
Задачи исследования:
1. На основе анализ научной психологической литературы определить сущность понятия «дети с задержкой психического развития» и установить симптомокомплексы ЗПР.
2. Установить особенности развития эмоциональной сферы первоклассников с ЗПР
3. Выявить факторы негативного влияния на эмоциональную сферу детей с задержкой психического развития.
4. Подобрать и обосновать комплекс эффективных диагностических методик для выявления ЗПР у первоклассников.
Методологической и теоретической основами нашего исследования послужили:
- принцип связи сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев [19]);
- принцип связи социального и индивидуального в психике человека
(С.Л. Рубинштейн [28], К.А. Абдульханова-Славская [3]);
- основные положения концепции об объективности субъективного (С.Л. Рубинштейн [28]);
- положения о психологических особенностях нарушений и отклонений психического развития, разработанные А.В. Выготским [11], А.Р. Лурия [20], М.С. Певзнером, Т.А. Власовой [8].
В настоящей курсовой работе нами были использованы такие методы и методики научного исследования как: анализ научной литературы, тестирование, анкетирование, беседа, проективные методики, наблюдение.
Констатирующий эксперимент проводился на базе 1 «В» класса
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.