ВНЖ – 300 Россия 300 52/112 60
ТНЖ – 250 Россия 250 52/112 50
ТНЖ – 350 Россия 350 52/112 70
9156.33 – 375 Германия 375 52 75
13Х3.13К –375 Польша 375 52 75
КL – 250Р Россия 250 48 50
Наиболее применяемыми в пассажирских вагонах являются щелочные никель-железные и никель-кадмиевые аккумуляторы. К числу новых разработок можно отнести:
- 90КL250Р (вагон модели: 47К, 47К/К постройки до 1983 г., модели 61-4179 с аккумуляторными боксами, вагон - ресторан типа СК);
- 40КL180Р (вагон модели: 47Д, 61-821, 61-826, 61-517, 61-505, 61-512 и 61-516);
- 90КL375Р (вагон модели: 47К, 47К/К, вагон - ресторан типа СК).
В качестве примера рассмотрим техническое обслуживание батареи 90КL250Р. При эксплуатации аккумуляторов, важнейшими факторами являются их конструкция и электролит. Конструкция определяет технико-экономические показатели, а электролит – эксплуатационные свойства.
Электролит принимает самое активное участие в электро-химических процессах аккумуляторов. Особенностью щелочных аккумуляторов является то, что в ходе реакций электролит не расходуется и среднее значение плотности почти не изменяется. К тому же, все компоненты образующиеся в зарядно–разрядных процессах практически не растворимы в электролите и не вступают в какие-либо побочные химические реакции. Поэтому изменение состава электролита и появление в нем карбонатов обусловлено только его контактом с атмосферой. Снижению этого явления и служит «бабушкин» способ консервации – слой индустриального масла 4…5 мм на поверхности электролита в аккумуляторе.
Хотя среднее значение плотности электролита неизменно, но в непосредственной близости у пластин его плотность меняется как при заряде, так и при разряде. При заряде аккумулятора концентрация электролита повышается у положительного электрода и понижается – у отрицательного, а при разряде – наоборот.
Существенное влияние на эксплуатационные свойства аккумуляторов оказывает состав и концентрация электролита (см. табл. 1.7 и 1.8).
Таблица 1.7 Химический состав активной массы пластин
никель – кадмиевый никель - железный
Род пластин после заряда после разряда после заряда после разряда
Губчатый Гидрат закиси Губчатое Fe Гидрат закиси
Fe(ОН)2
Гидрат окиси Гидрат закиси Гидрат закиси Гидрат закиси
Положительные Ni(ОН)3 Ni(ОН)2 Ni(ОН)3 Ni(ОН)2
При выборе электролита исходят из того, что растворы КОН замерзают при значительно более низких температурах (-60ºС), с другой стороны использование этого электролита при высоких температурах приводит к снижению срока службы из-за укрупнения окисно-никелевой активной массы положительного электрода. Добавка LiOH в диапазоне умеренных температур практически в два раза увеличивает срок службы аккумулятора за счет поддержания литием высокой дисперсности активной массы гидрата никеля положительных пластин. При температурах ниже –15°С добавка лития не только бесполезна, но и вредна, так как снижает емкость аккумулятора.
Таблица 1.8. Состав электролита для различных зон температуры
Температура эксплуатации, °C Рекомендуемый раствор Плотность раствора, г/см3
- 40 … - 25 КОН 1,27
- 25 … - 15 КОН 1,25
- 15 … + 35 КОН 1,19…1,21
с добавкой 5г/л LiОН
+15 … + 35 NaОН 1,18 …1,2
с добавкой 5г/л LiОН
+ 40 … + 60 NaОН 1,17 … 1,19
с добавкой 10…15г/л LiОН
Примечание: 1.Техническое описание и инструкция по эксплуатации ЖУКИ.563535.005ТО рекомендуют единый всесезонный электролит для использования аккумуляторов в пассажирских вагонах – водный раствор калия гидрат окиси технического по ГОСТ 9285-78 плотностью 1,20…1,24 г/см3 с добавкой 20 г/л лития гидроокиси технической по ГОСТ 8595 83. Что это – «секрет фирмы» или конъюнктура?
2.Специалисты–практики рекомендуют использовать два состава электролита: во-первых, формовочный (Эф) – водный раствор гидрат окиси калия плотностью 1,19…1,21 г/см3 с добавкой 30 г/л гидроокиси лития (практически это единый всесезонный) и, во-вторых, эксплуатационный (Ээ) – водный раствор гидрат окиси калия плотностью 1,19…1,21 г/см3 с добавкой 20…40 г/л гидроокиси лития и 20…40 г/л натрия едкого.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.