На работоспособность аккумуляторов оказывают вредное влияние и примеси в электролите, в число которых входят нитраты (NO3-), способствующие саморазряду, и карбонаты (K2CO3, Na2CO3), приводящие к увеличению внутреннего сопротивления. Например, содержание карбонатов в количестве 100 г/л снижает отдаваемую емкость аккумулятора на 25%. Вода как основа раствора электролита должна быть специально подготовленной с контролем содержания хлора, аммиака, металлов и органических веществ.
1.3.2 Срок службы и эксплуатационная надежность
щелочных аккумуляторов
Срок службы щелочных аккумуляторов зависит от состава электролита и его температуры в эксплуатации (см. таблицу 1.9). Также на срок службы влияют отклонения по показателям режимов разряда и заряда. Например, систематические ускоренные заряды аккумулятора снижают его срок службы в 1,5…2 раза, что объясняется тепловым действием зарядного тока и интенсивным «вымыванием» активных масс из пластин. Первыми рабочее состояние теряют положительные (окисно-никелевые) пластины.
Таблица 1.9 Состав электролита и срок службы
Состав электролита Срок службы аккумулятора (цикл) при °С:
+ 20 + 40
Едкое кали (КОН) 300 5
Едкий натр (NaОН) 400 50
Составной (КОН плотностью
1,2+/-0,01г/см3 с добавками: Li – 10…30г/л
и Na – 20…40г/л > 750 450
1.3.3 Техническая эксплуатация щелочных аккумуляторных батарей
Схема технической эксплуатации современных щелочных аккумуляторов пассажирских вагонов в течение назначенного срока службы (10 лет) представлена на рис.1.5, а за время первого двухлетнего срока службы (до первого деповского ремонта) - на рисунке 1.6.
(*)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
** ** ** ** ** ** ** ** ** **
*** *** *** *** ***
0 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0 5,5 6,0 6,5 7,0 7,5 8,0 8,5 9,0 9,5 10,0 лет
# # # # à
Рис.1.5 - Подготовка, обслуживание и ремонт вагонной аккумуляторной батареи за назначенный срок службы [обозначено: (*) - приемка, хранение до 6-ти месяцев или приведение в действие и установка на вагон для технической эксплуатации; * - ТО-1; ** - ТО-Е/2(не реже 1 раза в шесть месяцев независимо от условий эксплуатации); *** - ТО-Е(ежегодный тест-контроль); # - ДР (деповской ремонт); à - Ут (утилизация)].
Приемка
Хранение Приведение в действие
1,2B > Замер ЭДС > 1,2B
Переподготовка Подготовка
------------------------------- >250А·ч Установка на вагон
Первый Возврат по
рекламации N · (ТО-1)
2-х ТО-Е/2
N · (ТО-1)
летний ТО-Е (тест-контроль)
ДР 250A·ч > емкость > 250A·ч
100 г/л < карбонаты < 100 г/л
N · (ТО-1)
цикл
ТО-Е/2
N · (ТО-1)
----------------------------------- Деповской ремонт (ДР)
Рис. 1.6 – Схема эксплуатации аккумуляторной батареи типа 90KL-250P
1.3.3.1 Приемка, подготовка и переподготовка аккумуляторов.
Техническое описание и инструкция на аккумулятор КL250 и батареи аккумуляторные 90КL250Р, 40КL 250Р, 40КL 250РК предписывает:
1) поставку аккумуляторов с электролитом, но в разряженном состоянии;
2) рабочий диапазон воздуха от минус 50ºС до плюс 40ºС;
3) сопротивление изоляции батареи относительно корпуса бокса 100кОм (в эксплуатации 50кОм); сопротивление изоляции одного аккумулятора должно быть не менее 10МОм при нормальных климатических условиях;
4) в качестве электролита применяется водный раствор калия гидрат окиси технического по ГОСТ 9285-78, плотности 1200 – 1240кг/м³ с добавкой 20г/л гидроокиси технической по ГОСТ 8595-83; поверхность электролита залита индустриальным маслом слоем толщиной 4-5 мм;
5) на крышке аккумулятора нанесено: товарный знак, обозначение типа аккумулятора, знак «+» у положительного вывода, шестизначный номер, в котором три первые цифры обозначают номер батареи, а три последние – квартал и год изготовления;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.