Проблемы использования и технического содержания пассажирского парка вагонов графически можно представить, как показано на рисунке.
Технические
условия
Снабжение Приемо-сдаточные
запасными испытания
частями
Критерии:
- безопасность,
- минимизация
затрат
Управление Капитальные
работой ВРП вложения
и обучение за срок службы
Планирование работы Система технического
ВРП и его оборудования обслуживания и ремонта
Рис. – Проблемы технической эксплуатации пассажирских вагонов
Проблемы технического содержания пассажирских вагонов могут быть разрешены по критерию минимума затрат в рамках решения оптимизационных задач:
Однако повышение надежности, технологичности, а значит, и эффективности эксплуатации не может быть достигнуто за счет отдельных мероприятий. Необходимо выполнение конкретных программ обеспечения эксплуатационных свойств, которые включали бы взаимосвязанные мероприятия на этапах проектирования, изготовления и использования пассажирских вагонов.
Современные данные по строительству железнодорожных сообщений свидетельствуют, что для стран, в которых вагоны приобретаются по импорту, их доля составляет 40% от капитальной стоимости железной дороги, а ежегодные расходы на их техническое содержание порядка от 5 до 10% от капитальных затрат на приобретение вагонов. Очевидна экономическая выгода для России собственного вагоностроения , так как, например, импорт пассажирского вагона из ФРГ будет стоить около 4,0 млн. EUR., совместное изготовление и сборка на территории России – 2,5 млн. EUR., а собственное производство – не более 2,0 млн. EUR. Стоимость электротехнического оборудования вагона составляет от 15 до 30 % его общей капитальной стоимости вагона.
Экономически целесообразный срок службы вагонов составлять от 20 до 40 лет в зависимости от принятой стратегии технического содержания. В свою очередь, техническое содержаниеможет включать в себя или только техническое обслуживание, или техническое обслуживание и ремонт.
Техническое обслуживаниеобъекта или системы – комплекс работ для поддержания исправности или только работоспособности при их подготовке и использованию по назначению, хранению и транспортировке. Техническое обслуживание восстанавливает качество работы объекта или системы.
Ремонт – комплекс работ для восстановления исправности и работоспособности объекта или системы. Ремонт, предусмотренный нормативами, является плановым, а все остальные виды ремонта – неплановые. Ремонт в процессе эксплуатации для обеспечения работоспособности и состоящий в замене или восстановлении отдельных элементов или узлов объекта называют текущим, а ремонт для восстановления исправности и полного ресурса объекта с заменой или восстановлением любых его частей, их регулировкой и испытаниями, называют капитальным.
Эксплуатация пассажирских вагонов только за счет технического обслуживания возможна на сроки не более 12…15 лет.[1] Капитальный ремонт позволяет увеличить их срок службы до 25 лет. Поэтому целесообразность капитального ремонта определяется еще и уровнем развития страны и ее промышленности. Например, в промышленно развитых странах капитальный ремонт пассажирских вагонов не является экономически выгодным из-за высокого уровня заработной платы, и в тоже время для промышленно отсталых стран, этот же капитальный ремонт может быть выгодным и способствовать занятости местного населения. Кроме того, для промышленно отсталых стран может быть экономически выгодным и приобретение вагонов бывших в употреблении со сроком эксплуатации от 10 до 12 лет в развитых странах.
Считается, что в России затраты на техническое обслуживание вагонов составляют 6%, а на плановые ремонты – 9% от общих затрат на обеспечение пассажирских перевозок на железной дороге, в том числе, затраты на техническое содержание электрооборудования достигают от 30 до 35 %от общихрасходовна техническое содержание пассажирского вагона.
Время ставит перед практикой необходимость кардинального повышения эффективности деятельности предприятий за счет реализации преимуществ новых технологий и человеческих ресурсов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.