Техническое содержание электрооборудования пассажирских вагонов: Учебное пособие, страница 2

          Проблемы использования и технического содержания пассажирского парка вагонов  графически можно представить, как показано на рисунке.

 


                                                        Технические

                                                            условия                 

 


       Снабжение                                                                                  Приемо-сдаточные                                                          

        запасными                                                                                          испытания

        частями

                                                          Критерии:

                                                     - безопасность,       

                                                     - минимизация

                                                              затрат

       Управление                                                                                   Капитальные

      работой ВРП                                                                                     вложения

        и обучение                                                                                   за срок службы         

 


                    

                Планирование работы                            Система технического

              ВРП и его оборудования                        обслуживания и ремонта          

 


Рис. – Проблемы технической эксплуатации пассажирских вагонов

          Проблемы технического содержания пассажирских вагонов могут быть разрешены по критерию минимума затрат в рамках решения оптимизационных задач:

  1. Реструктуризации основных фондов вагонного хозяйства;
  2. Определения экономического срока службы вагонов;
  3. Организации плановых ремонтов по состоянию оборудования;
  4. Развития комплексной системы технического обслуживания и текущего ремонта при использовании средств диагностирования;
  5. Организации входного контроля вагонов после постройки и плановых ремонтов;
  6. Управление работой персонала и его обучение.

          Однако повышение надежности, технологичности, а значит, и эффективности эксплуатации не может быть достигнуто за счет отдельных мероприятий. Необходимо выполнение конкретных программ обеспечения эксплуатационных свойств, которые включали бы взаимосвязанные мероприятия на этапах проектирования, изготовления и использования пассажирских вагонов. 

          Современные данные по строительству железнодорожных сообщений свидетельствуют, что для стран, в которых вагоны приобретаются по импорту, их доля составляет 40% от капитальной стоимости железной дороги, а ежегодные расходы на их техническое содержание порядка от 5 до 10% от капитальных затрат на приобретение вагонов. Очевидна экономическая выгода для России собственного вагоностроения , так как, например, импорт пассажирского вагона из ФРГ будет стоить около 4,0 млн. EUR., совместное изготовление и сборка на территории России – 2,5 млн. EUR., а собственное производствоне более 2,0 млн. EUR. Стоимость электротехнического оборудования вагона составляет от 15 до 30 % его общей капитальной стоимости вагона.

          Экономически целесообразный срок службы вагонов составлять от 20 до 40 лет в зависимости от принятой стратегии технического содержания. В свою очередь, техническое содержаниеможет включать в себя или только техническое обслуживание, или техническое обслуживание и ремонт.

Техническое  обслуживаниеобъекта или системы – комплекс работ для поддержания исправности или только работоспособности при их подготовке и использованию по назначению, хранению и транспортировке. Техническое обслуживание восстанавливает качество работы объекта или системы.

          Ремонт – комплекс работ для восстановления исправности и работоспособности объекта или системы. Ремонт, предусмотренный нормативами, является плановым, а все остальные виды ремонта – неплановые. Ремонт в процессе эксплуатации для обеспечения работоспособности и состоящий в замене или восстановлении отдельных элементов или узлов объекта называют текущим, а ремонт для восстановления исправности и полного ресурса объекта с заменой или восстановлением любых его частей, их регулировкой и испытаниями, называют капитальным.

          Эксплуатация пассажирских вагонов только за счет технического обслуживания возможна на сроки не более 12…15 лет.[1] Капитальный ремонт позволяет увеличить их срок службы до 25 лет. Поэтому целесообразность капитального ремонта определяется еще и уровнем развития страны и ее промышленности. Например, в промышленно развитых странах капитальный ремонт пассажирских вагонов не является экономически выгодным из-за высокого уровня заработной платы, и в тоже время для промышленно отсталых стран, этот же капитальный ремонт может быть выгодным и способствовать занятости местного населения. Кроме того, для промышленно отсталых стран может быть экономически выгодным и приобретение вагонов бывших в употреблении со сроком эксплуатации от 10 до 12 лет в развитых странах.

          Считается, что в России затраты на техническое обслуживание вагонов составляют 6%, а на плановые ремонты – 9% от общих затрат на обеспечение пассажирских перевозок на железной дороге, в том числе, затраты на техническое содержание электрооборудования достигают от 30 до 35 %от общихрасходовна техническое содержание пассажирского вагона.

          Время ставит перед практикой необходимость кардинального повышения эффективности деятельности предприятий за счет реализации преимуществ новых технологий и человеческих ресурсов.

Раздел первый. СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ  ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ  ВАГОНОВ

1 ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ВАГОНОВ: особенности технической эксплуатации