Техническое содержание электрооборудования пассажирских вагонов: Учебное пособие, страница 35

Рис.2.6 – Модель изменения потока отказов пассажирского вагона в течение его срока службы из-за дефектов электрооборудования.

а)  ω8, 1/год                                                       б)  ω8, 1/год

     1.25                                                                    1.25

                                                        ВНР                                      ДВРЗ (Украина)

                              ГДР (ФРГ)                                                            ВРЗ (Москва)

     0,75                                                                    0,75                     ОЭВРЗ (С-Петербург)

                                                                                                                МВРЗ (Белоруссия)

                   СССР                                                                                                          ГВРЗ        

     0,25                                                                    0,25

          0                                                                         0           

                       1         2          3          4 Тэкс., лет                      1          2          3          4 Тэкс., лет

Рис.2.7 – Параметр потока отказов вагонов из-за дефектов электрооборудования в   зависимости от срока эксплуатации после последнего планового капитального ремонта  (а - для вагонов постройки СССР, Германии и Венгрии; б - для вагонов, проходивших капитальный ремонт на различных вагоноремонтных производствах).

          Важно знать и влияние неисправностей и дефектов разных функциональных групп электрооборудования на надежность пассажирского вагона (табл.2.4).

Таблица 2.4. Распределение дефектов между разными функциональными группами электрооборудования вагона и показатели работы за год некоторых ВЧД Окт. ж. д. 

 Функциональные группы электрооборудования Депо по ремонту пассажирских вагонов:      и некоторые эксплуатационные показатели                 ВЧД-8                 ВЧД-9                ВЧД-10                                                                                                            

  1.  Основной источник                                                   0,80                 0,83                0,84     

  2. Источник  резервный                                                 0,10                 0,11                0,10

  3. Устройства защиты                                                       -                      -                   0,005

  4. Устройства оперативного управления                     0,01                 0,002              0,01

  5. Устройства технологической сигнализации           0,02                 0,05                0,02

  6. Освещение                                                                  0,02                 0,006              0,01

  7. Климатические установки                                         0,02                 0,002              0,01

  8. Бытовые приборы и устройства                                   -                       -                     -

  9. Прочее оборудование                                                 0,03                0,002              0,005 

      Количество отцепок вагонов для ТР                     489                 186                   99

      Средний срок эксплуатации вагонного парка        15,6                17,0                13,0

      Параметр потока отказов вагонов ω8, 1/год             0,36                0,42                 0,2                                                            

      Среднее время отцепки вагона для ТР, час.            78,0                75,4                82,0

          Приведенные данные свидетельствуют, что от 90 до 94% дефектов в электрооборудовании пассажирских вагонов приходится на комплексы электроснабжения, а именно, на основной источник – генератор и группу устройств, обеспечивающих его работу, и резервный – аккумуляторную батарею и группу устройств, обеспечивающих её работу. Около половины из этих дефектов, особенно в вагонах отечественной постройки, происходит в электронных блоках и реле этих функциональных групп, что создает предпосылки для ненужных отцепок, так как фактические неисправности могли бы быть устранены путем их замены на вагоне в составе.

6.4 Анализ показателей оценки надежности электрооборудования пассажирских вагонов нового поколения отечественной постройки

          Опытная эксплуатация поезда №165/166 «Невский экспресс» с вагонами моделей 61-4170 и 61-4188 постройки ОАО «ТВЗ» на Октябрьской железной дороге с 11.06.01 по 01.06.02 г. выявила 2751 случай неисправностей оборудования и конструктивных узлов. В 83 случаях дефекты оборудования привели к отказу вагона и постановки его в текущий ремонт с отцепкой из состава. Подконтрольные испытания и опытные поездки вагонов модели 9510 постройки МВСЗ в течение полугода в аналогичных условиях выявили 435 неисправностей, 12 из которых также привели к отказам вагонов и необходимости отцепления из состава для текущего ремонта.

          В таблице 2.5 приведены характерные показатели надежности для пассажирских вагонов: параметр потока отказов ω8(1г) и ω8(200000км), среднее значение времени простоя в текущем ремонте tтр. приведены результаты обработки статистических. Также приведены для наглядности сравнения аналогичные показатели для существующего пассажирского вагонного парка последних 20-ти лет.

           Анализ представленных данных и эксплуатационной статистики показывает:

1.  Параметр потока отказов вагонов моделей 61-4170, 61-4188 и 9510 на порядок и более превышает аналогичный показатель для вагонов существующего пассажирского парка.

2.  Наибольшее число неисправностей и дефектов, приводящих к отказу вагона и постановке в текущий ремонт, приходится на электрооборудование и тормоза в вагонах моделей 61-4170 и 61-4188 и электрооборудование и ходовые части в вагонах существующего пассажирского парка.