Техническое содержание электрооборудования пассажирских вагонов: Учебное пособие, страница 3

          Электрооборудование вагонов - совокупность электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств и изделий, выполненных с учетом специфических требований железнодорожного транспорта, и потому отнесено к категории специального электрооборудования подвижного состава железных дорог.

          Современное электрооборудование вагонов обеспечивает:

- производство, передачу и потребление электрической энергии в основных  группах оборудования вагона: электрическом освещении, электроприводах вентиляции, отопления или охлаждения воздуха в помещениях, электронагревателях отопления, горячего водоснабжения, канализации и т.д.;

- управление, контроль и диагностика основных групп и устройств вагона и его электрооборудования;

- работу аудио- и видеоаппаратуры, а также информационных систем и связи.

          В вагонах используется почти весь спектр элементной базы электротехники и электроники: электрические машины, статические преобразователи, электронагреватели, источники света, коммутационные аппараты и устройства и т.п. Широко применяется и электроника для систем управления разомкнутого и замкнутого циклов с обратной связью. Становится нормой использование цифровых микрокомпьютерных систем управления, которые являются доступным средством реализации требований комфорта и экологической чистоты, экономичности и безопасности.

      В последние годы отдельные функциональные группы оборудования вагона стали объединять электромагнитные, электромеханические, электронные и информационные технологии. Подобные функциональные группы или системы оборудования, называемые мехатронными, нуждаются в комплексном подходе к технической эксплуатации, под которой понимают систему организационных и технических мероприятий с целью обеспечения требуемого уровня эффективности использования.

          Уже отмечалось, что эксплуатация включает в себя работы по использованию и техническому содержанию вагонного электрооборудования. Виды технического содержания (рис.1.1) и периодичность их проведения установлены специальными документами[1.1…1.4].

 


                                                 ЭКСПЛУАТАЦИЯ

 


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ                      ТЕХНИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

 


       ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБСЛУЖИВАНИЕ                        ПЛАНОВЫЙ  РЕМОНТ

 


        ТО-1(2)          ТО-1          ТО-3         ТР                     Д Р        КР-1         КР-2         КВР

 


            П                         Н                    П                   Р

               О                        А                     Р                   Е

               Д                         Б                    О                  М

               Г                         Л                    Ф                   О

               О                        Ю                   И                   Н

               Т                         Д                    Л                   Т

               О                         Е                    А

               В                         Н                    К

               К                         И                    А

            А                     Е

       

Рис.1.1 – Структура работ по техническому содержанию вагонов

          Согласно приказу № 9-ц [1.1] введены новые сроки технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов:

Техническое обслуживание (ТО-1) в составах и поездах на ПТО станций формирования и оборота поездов перед каждым отправлением в рейс, а также в поездах в пути следования.

Техническое обслуживание (ТО-2) перед началом летних и зимних перевозок в пунктах формирования поездов.

Техническое обслуживание (ТО-3) через 3 месяца (вагонов скоростных поездов); через 6 месяцев (вагонов-ресторанов, багажных, почтовых); после пробега 150000км, но не ранее 6 месяцев, а также пробега 300000км но не позднее 2-х лет (вагонов магистральных);  12 месяцев после постройки или любого планового ремонта (вагонов специальных).

Текущий ремонт (ТР) в составе (поезде) с отцепкой вагона из состава  (поезда) в пунктах формирования, оборота или в пути следования с подачей их на специализированные ремонтные пути или в вагонные депо.

Деповской ремонт (ДР) для восстановления работоспособности с заменой или ремонтом отдельных составных частей, а также модернизации отдельных узлов. Производится через 6 месяцев для вагонов скоростных поездов; через 12 месяцев для вагонов-ресторанов, почтовых и багажных; после пробега 300000 км, но не ранее 2-х лет для магистральных пассажирских вагонов; после 3-х лет для служебных вагонов.

Капитальный ремонт (КР-1) для восстановления исправности и ресурса путем замены или ремонта изношенных и поврежденных узлов и деталей, а также их модернизации. Производится через 4 года для вагонов скоростных поездов и вагонов-ресторанов; через 5 лет для магистральных пассажирских, почтовых и багажных вагонов; через 10 лет для служебных вагонов.

Капитальный ремонт (КР-2) для восстановления исправности и ресурса с частичным вскрытием кузова до металла с заменой теплоизоляции и электропроводки, а при необходимости, и с заменой базовых систем, элементов конструкции, а также модернизацией основных узлов. Производится через 16 лет для вагонов скоростных поездов и вагонов-ресторанов; через 20 лет для магистральных пассажирских, почтовых и багажных вагонов; через 24 года для вагонов специальных.

Капитально-восстановительный ремонт (КВР) с использованием восстановленных существующих конструкций кузова и тележек, обновлением внутреннего оборудования и созданием современного интерьера. Производится по заданию Федеральной Программы «Разработка производства ППС нового поколения на предприятиях России» через 16 лет для вагонов-ресторанов и 20 лет – вагонов пассажирских магистральных.