Для ремонта обмотки якоря снимают (винтовым съемником) подшипник, потом его внутреннюю крышку и вентилятор, получая доступ к обмотке якоря. Демонтаж обмоток производят специальными приспособлениями или на станке щадящим способом с возможностью восстановления и повторного использования проводов. Но поврежденные обмотки могут удаляться путем беспламенного выжигания изоляции при температуре от 350 до 400ºC в специальных печах с последующим разрезанием лобовых частей и извлечением её по частям с противоположной стороны.
Примечание. Если производят разборку старых или незнакомых конструкций, то записываются данные, которые могут понадобиться при восстановлении машины:
- число, сечение и марка проводов в пазу;
- схема соединений;
- геометрические размеры лобовых частей обмоток;
- зазоры между вращающимися частями и статором (якорем и полюсами) машины;
- могут сниматься и эскизы отдельных элементов и узлов.
Для замены помехоподавляющих конденсаторов снимают доску с выводами из коробки, на обратной стороне которой закреплены заменяемые конденсаторы.
Сборка электрических машин производится после проверки, что все её части очищены, промыты, отремонтированы, а если необходимо, то и испытаны. Например, проверяют сопротивление изоляции токоведущих частей относительно корпуса и между собой (мегомметром на 1000В), а также качество изоляционных и пропиточных лаковых покрытий (отсутствие наплывов, пузырьков, трещин и задиров). Сборка, как правило, производится в обратной последовательности процесса разборки.
В процессе сборки обязательно контролируют величины нормируемых зазоров с помощью металлических щупов толщиной от 0,01 до 3мм. У асинхронных двигателей проверяют зазоры в четырех точках каждой стороны между активной сталью ротора и статора (диаметрально противоположные замеры не должны отличаться более чем на 10%). Для машин с подшипниками скольжения измеряют зазор между валом и вкладышем.
Собранная электрическая машина проверяется на прочность крепления деталей и сборочных единиц, отсутствие перекосов и задевания подвижных частей за неподвижные, а также легкость вращения и возможность перемещения в осевом направлении (от 2,5 до 4мм для машин мощностью от 10 до 40кВт и от 4,5 до 6мм – мощностью от 50 до 100кВт). Подшипники качения устанавливают так, чтобы один из них мог перемещаться в щите от 0,5 до 1,5мм в осевом направлении. Проверяются также расстояния между лобовыми частями обмоток и корпусом, которое должно быть не менее 10мм для машин напряжением до 220В и 15мм – до 500В.
Пробный пуск отремонтированной электрической машины в отделении производится после еще одного осмотра и подтверждения уверенности в ее готовности к пуску и работе, то есть подтверждения, что:
- в подшипниках есть смазочное масло;
- положение щеток правильное (для машин постоянного тока);
- в машине нет посторонних предметов;
- ротор свободно вращается от руки и вращающиеся части не задевают за неподвижные;
- подшипниковые щиты прочно закреплены.
Пробный пуск производят без нагрузки (на холостом ходу) в течение 30 минут с реверсом направления вращения. Подшипники при этом должны работать без шума. После отключения машины её тщательно осматривают и ощупывают доступные части для выявления местных нагревов и других неисправностей. Положительные результаты осмотра позволяют передать машину на специализированный стенд для обкатки и окончательных испытаний.
Обкатка, проверка параметров и испытания отремонтированных электрических машин включают:
- измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между собой
в практически холодном состоянии;
- измерение омического сопротивления обмоток;
- проверка номинальных данных (указанных на заводском щитке) в течение 15 минут
вращения в каждую сторону;
- испытания повышенной на 20% относительно максимальной частотой вращения в
течение 2 минут;
- испытания 50%-ной перегрузкой по току относительно номинального в течение 1
минуты;
- испытания электрической прочности изоляции относительно корпуса и между
обмотками напряжением 1100В переменного тока частотой 50Гц в течение 1
минуты;
- испытания электрической прочности междувитковой изоляции обмоток в режиме
холостого хода машины повышением на 30% номинального напряжения в течение
5 минут.
2.3.3 Характерные неисправности электрических машин
Причинами повреждений электрических машин являются, в основном, плохое обслуживание и нарушение расчетного режима работы при эксплуатации. Повреждения могут носить явно выраженный механический или электрический характер.
К повреждениям механического характера можно отнести:
- повреждения подшипников;
- деформация вала ротора;
- повреждение коллектора;
- ослабление крепления полюсов или сердечника статора в станине;
- разрыв или повреждение проволочных бандажей ротора;
- ослабление прессовки железа сердечника ротора.
К повреждениям электрического характера принято относить:
- пробой изоляции токоведущих частей на корпус машины;
- недопустимое снижение электрической прочности изоляции из-за её увлажнения, разрушения или старения;
- обрыв проводников в обмотках;
- замыкание между витками;
- нарушение контактных соединений, выполненных пайкой или сваркой;
Полезно ознакомиться с перечнем наиболее часто встречающихся неисправностей и причин их возникновения (табл.1.15).
Таблица 1.15. Неисправности электрических машин
и возможные причины их возникновения.
Признаки неисправности Возможные причины
Машины постоянного тока:
1. Искрообразование под щетками 1.1. Перекос щеткодержателей.
1.2. Неполное прилегание щеток к коллектору.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.