1) рациональное соотношение вагонов эксплуатирующихся в поездах к общему числу вагонов приписного парка;
2) новые технологии и техническую оснащенность при обслуживании и ремонте;
3)новые организационные формы проведения технической эксплуатации пассажирских вагонов.
4.2 Затраты на электрическую энергию,
потребляемую в пассажирском вагоне
Составляющая затрат на потребляемую электроэнергиюявляется существенной частью в общих затратах. Удельные расходы на собственные нужды вагонов растут с их комфортабельностью, но зависят также и от характера движения поезда, длительности нахождения в отстое в пунктах формирования и оборота, а также от температуры окружающей среды в климатической зоне. Для оценки реального энергопотребления используются экспериментальные поездки на мерных участках и математическое моделирование [2.3].
Среднее значение годового потребления электроэнергии купейным вагоном с электрическим отоплением на отечественной сети железных дорог составляет до 155000 кВт·ч. Поэтому стратегически важно оценить себестоимость используемой энергии для пассажирского подвижного состава при различных вариантах электроснабжения в условиях изменяющихся цен на энергоносители. Очевидно, что использование энергоносителей на железнодорожном транспорте имеет пониженный КПД и повышенные капитальные и эксплуатационные затраты по сравнению с «большой» энергетикой в силу «малых» единичных мощностей и специфики транспорта.
Выражение для определения себестоимости электроэнергии для потребителей пассажирского вагона можно представить:
сэ = Cтэ + СкG + Сэкс.э , (2.4)
где Стэ– топливная составляющая в стоимости выработки электроэнергии, руб./ кВт·ч
(изменяется в зависимости от конъюнктуры на мировом рынке или тарифов в
России - смотри таблицу 2.1);
СкG=СкG / kи – капитальная составляющая в стоимости генерирующей установки,
руб./кВт установленной мощности установки (мировая цена скG = 1000$/кВт,
для России примем скG = 700$/кВт);kи – коэффициент использования
мощности генерирующей установки пассажирского вагона (kи = 0,5 для
комплексов ЭВ.12 или ЭВ.44 и kи = 0,15…0,2 для комплексов ЭВ.34.06 и
9510.8030);
Сэкс.э–эксплуатационная составляющая в стоимости выработанной электроэнергии,
руб./кВт·ч (мировая стоимость эксплуатационных затрат при производстве
электроэнергии в стационаре 10 $/1000 кВт·ч, стоимость аналогичных затрат в
условиях пассажирского вагонного хозяйства примем утроенными, то есть
30 $/1000 кВт·ч).
Прогноз стоимости энергоносителей на мировом рынке и в России приведен в таблице 2.1 [2.4] и является крайне неблагоприятным для промышленности и железнодорожного транспорта. Особенно неблагоприятными будут условия для электрифицированных участков железных дорог, использующих электрическую энергию ЕЭС России. Эта тенденция является объективной и обусловлена вступлением России в мировое сообщество с маркетинговой концепцией развития экономики и периодом отсутствия капиталовложений в энергетику последние 25 лет.
Таблица 2.1 Цена энергоносителей, $ / 1000 кВт·ч
Энергоноситель 2000 год 20010 год
Европа Россия Россия
Уголь 10,2 1,8 4,7
Газ 16,3 1,3 9,6
Нефтепродукты 12,6 4,2 11,3
Электроэнергия 20,0 10,0 40,0
Результаты оценки себестоимости и её основных составляющих для электроэнергии, потребляемой в пассажирском вагоне с кондиционированием воздуха, приведены в таблице 2.2 для различных вариантов электроснабжения:
комбинированного (К) от оси колесной пары (ОКП) через электромашинный генератор(G) для низковольтных потребителей и от высоковольтной контактной сети (ВКС) через локомотив и высоковольтную поездную магистраль (ВПМ) на электрифицированных участках железных дорог для высоковольтных потребителей;
автономного (А) от ОКП через G для низковольтных потребителей на не электрифицированных участках железных дорог при тепловозной тяге;
централизованного (Ц) от ВКС через локомотив и ВПМ с установкой на вагоне статического преобразователя для потребителей электрической энергии любого рода тока и уровня напряжения на электрифицированных участках железных дорог.
Кроме того, в отечественной и зарубежной практике используются и другие варианты централизованного электроснабжения вагонов через общую поездную магистраль:
централизованного от тепловоза (Цт);
централизованного от вагона-электростанции (Цт.в-э) при тепловозной тяге;
централизованного от вагона-электростанции (Цкс.в-э)при электрической тяге.
Таблица 2.2. Себестоимость электроэнергии, потребляемой
в пассажирском вагоне (руб./кВт·ч)
Вариант2 0 0 0 год ($ = 30 руб.) 2 0 1 0 год ($ = 30 руб.)
электроснабжения
Стэ СкG Сэкс.э сэ Стэ СкG Сэкс.э сэ
Комбинированный 0,55 0,28 0,60 1,43 1,7 0,28 0,6 2,57
Автономный 1,60 0,28 0,60 2,48 5,4 0,28 0,6 6,22
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.