Лекция 1. Маркетинг на рынке средств производства
1. Понятие маркетинга средств производства
2. Особенности маркетинга средств производства
3. Маркетинговые стратегии, производители товаров промышленного назначения
4. Особенности осуществления функций маркетинга средств производства
5. Особенности поведения п/п потребителей при совершении покупок
I.Маркетинг, как научно обоснованная концепция организации производства носит универсальный характер, кто бы его не применял (п/п добывающий, обрабатывающий промышленность, сфера услуг, торговли), все независимо от масштабов деятельности руководствуются общей методологией составляющий суть маркетинга. Остаются почти неизменными основополагающие принципы, состав и содержание функций маркетинга, порядок проведения маркетинговых процедур. Однако практический маркетинг в различных отраслях и сферах деятельности имеют существенные особенности, то есть различное содержание отдельных функций, различную целевую направленность. Эти особенности определяются, прежде всего, характером и конечным назначением производимой продукции, специфической производственных процессов и главное особенностями ее потребления. Отсюда вытекают различия в качественном составе потребителей, в их требованиях к товару. Поэтому в теории и на практике принято различать маркетинг товаров (потребительских и товаров производственного назначения или средств производства), маркетинг услуг (банковский, туристический, гостеприимства, информационных, медицинских, образовательных), маркетинг отраслей и сфер деятельности (промышленный, агро, торговый, общественного питания, экономический, земельный, внешнеэкономической деятельности), маркетинг интеллектуального капитала (идей, науки, ноу-хау), маркетинг кадрового обеспечения, некоммерческий маркетинг (политический, эго, знаменитостей).
Изучение данной дисциплины начнем с маркетинга товаров. Маркетинг средств производства охватывает широкую гамму товаров производственно-технического назначения (ПТН) любого уровня обработки от сырья à полуфабрикатовà разного вида вспомогательных материалов à отходов основного производства à до продукции машиностроительной отрасли, включая товары хайтек технологий. Маркетинг средств производства гораздо сложнее маркетинга потребительских товаров. Производитель товаров ПТН сталкиваются с множеством специфических проблем, первопричина которых кроется в особенностях формирования спроса на эту продукцию. А формирование является одной из главных задач маркетологов.
II. Маркетинг товаров ПТН стал формируется гораздо позднее, чем маркетинг потребительских товаров, отсюда вытекают, как преимущества его развития (то есть возможность использование уже накопленного маркетингого опыта), так и сложность состоящая прежде всего в необходимости учета специфики сфер деятельности и особого круга потребителей, в роли которых выступают не индивидуумы, а п/п и организации различных отраслей.
Каковы же основные особенности маркетинга средств производства:
1. вторичность спроса на товары ПТН, то есть зависимость спроса от спроса на товары конечного потребления, отсюда следует, что спрос на товары ПТН возникает не сами по себе, а как следствие роста спроса на конечную продукцию п/п – потребителей, которые в то же время сами являются производителями, отсюда и термин вторичный спрос.
2. маркетингу промышленных п/п необходимо изучить и учесть в маркетинговой стратегии влияние как минимум двух рынков. Это заставляет маркетологов промышленных товаров активно изучать вместе со своими клиентскими рынками, клиентские рынки производителей конечной продукции и далее клиентские рынки индивидуальных потребителей.
3. заключается в малом числе покупателей и значительных объемов их спроса, что традиционно ведет к большой рыночной власти, потребителей конечной продукции.
4. географическая концентрированность, то есть п/п – производители ПТН тяготеют по комплексному размещению в промышленных зонах. Это усиливает взаимозависимость производителей, потребителей, поставщиков, поскольку выбор других партнеров затруднен из-за возникновения значительных транспортных расходов.
5. жесткая зависимость и долгосрочность отношений п/п –производителей и п/п – потребителей товаров ПТН. + моменты этой особенности: возможность оперативно вносить изменения выпускаемой продукции, которые диктуют потребителям.
6. это жесткость техническим требованиям к промышленной продукции.
7. заключается в низкой эластичности спроса на товары ПТН. Это обусловлено: 1. сложностью поиска альтернативных производителей товаров ПТН. 2. достаточно сложным процессом изменение сложных товаров. 3. технически трудно изготовить модифицированные товары.
8. это сложность учета специфических тенденций в динамике спроса на товары ПТН. С одной стороны производственная программа и усиление маркетологов рассчитано на достаточно длительные сроки, с другой стороны НТП приводит к сокращению этих соков, поэтому маркетологи должны отслеживать все изменения НТП.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.